Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Дымковская игрушка: история и настоящее

Дымковская игрушка является оригинальным глиняным промыслом, который появился и сохраняется в наши дни исключительно на землях Вятского края (Кировская область), а именно в слободе Дымково, которую издавна населяли печники и мастера гончарного дела. Этот регион как никакой другой в России обладает таким ярким и самобытным символом, как дымковская игрушка.

 Производство дымковской игрушки продолжается уже более 400 лет. Первые дымковские игрушки – всевозможные свистульки в виде животных – выпускали для ежегодного праздника «Свистуньи» («Свистопляски»), который проводили в честь павших в битве между вятчанами и устюжанами возле стен Хлыновского (Кировского) кремля.

 Как гласит предание, два дружественных отряда под покровом ночи не признали друг друга, поэтому произошел кровопролитный бой. По погибшим каждый год справляли тризну, которая позже переросла в народные гуляния. Праздник длился в течение нескольких дней и был наполнен свистом жителей из свистулек разнообразных форм и цветов.

 Раньше промысел дымковской игрушки являлся семейным промыслом. В летнее время мастера добывали глину, а также толкли или растирали в специальных краскотерках мел. В остальное же время занимались лепкой, сушкой и обжигом изделий. Ближе к праздничным дням игрушки белили мелом, предварительно разведенным в молоке, а затем раскрашивали яичными красками и украшали поталью. По весне дымковскую игрушку на лодках доставляли в город на праздник, чтобы дети и взрослые могли порадоваться искусству.

 В конце девятнадцатого века ремесло пришло в упадок. В 30-х года двадцатого столетия ремесленной традиции была оказана поддержка для восстановления и развития промысла. Несколькими потомственными мастерицами была открыта артель с названием «Вятская игрушка», поддерживаемая первым исследователем этого промысла - художником А.И. Деныпиным.

 Лепка игрушки происходит на основе местной красной глины и, в отличие от прочих игрушек, создаваемых из целого куска глины, по частям. Перед процессом обжига изделия подвергаются сушке, а только после этого обжигаются. Раньше игрушки обжигались в традиционных русских печах, а в настоящее время - в специальных муфельных.

 После обжига изделие обладает красно-коричневым, обыкновенным для глины, цветом. Для побелки пользуются смесью молока и мела, в которую опускают дымковскую игрушку. После этого поверхность становится покрытой плотным белым слоем. Раньше для раскрашивания изделия пользовались сухими красками, растертыми на яйце, сейчас же вместо сухих красок применяется гуашь.

 За 400 лет, в течение которых развивался промысел, в процессе изготовления дымковских игрушек к ним применялось множество композиционных решений. Устоялись часто используемые сюжеты изделий, а также некоторые приемы оформления и строго определенная цветовая гамма.

 Дымковская игрушка лишена полутонов и незаметных переходов. Насыщенные яркие краски создают жизнерадостную атмосферу. Узоры обладают простыми геометрическими формами: кругами, клетками, волнами. В оформлении каждой игрушки может использоваться до 10 цветов. Каждое изделие является неповторимой авторской работой, ведь и сегодня дымковскую игрушку изготавливают только вручную. Как и раньше, основными мотивами для игрушки служат различные животные, такие как кони, петухи, индюки, бараны, а также их совместные композиции. Современный каталог дымки очень разнообразен.

 Исторически сложилось так, что основной тематикой игрушки были именно животные и фигурки женщин. Но с развитием промысла появились и городские мотивы. Дымковская игрушка до сих пор несколько иронична: бараны и козлы изображаются в ярких шароварах, а медведи - играющими на музыкальных инструментах.

 В наши дни мастера чтят традиции промысла дымковской игрушки, но каждая мастерица (а промыслом занимаются исключительно женщины) старается создать свой неповторимый авторский стиль.

Добавлено: 20 сентября 2011

Статьи раздела

Почём нынче рукописи Вашего величества?

Коллекционеры Парижа сейчас живут ожиданием предстоящих торгов. 10 июня на аукционе будет выставлено письмо Наполеона Бонапарта, написанное им на английском языке, когда император находился в изгнании на острове Святой Елены.

Музей даров недр земли

Среди сегодняшних коллекционеров существует и немало таких, которые увлечены геологией. Только представьте себе, какое огромное неисследованное пространство стоит перед ними, ведь каждая разновидность минерала, самородка или драгоценного камня – это возможность создать огромную коллекцию.

Мебель Давида Рентгена и мебель русского классицизма

Давид Рентген (1743-1807), мастер-мебельщик и владелец мебельной мастерской в небольшом рейнском городе Нейвиде, сыграл важную роль в развитии российского мебельного дела эпохи классицизма. По значимости имя Давида Рентгена стоит в одном ряду с такими современными ему мастерами, как Ж.-Ф. Эбен, Ж.-А. Ризенер, Г. Бенеман.

Новая жизнь старинных часов

Наконец-то у реставраторов появилась возможность восстановить знаменитые часы, находящиеся в гостиной Александра I. Их привез в 1784 мебельщик Давид Рёнтген, который тогда состоял при дворе императрицы Екатерины Великой.

Советы коллекционерам фарфора

В XIX веке иные фарфоровые заводы, побуждаемые к тому оживленным спросом, производили новые отливки со старых, оставшихся от XVIII века форм. Так как при этом не собирались никого обманывать и выдавать эти подражания за старые изделия, их легко распознать по характеру марок.

Коллекционные бильярдные кии

На сегодняшний день бильярд является крайне популярной игрой. Что интересно, то такие игры как футбол, баскетбол или скажем настольный теннис, требуют небольшого привыкания, а бильярд он либо нравится с первого раза, либо не нравится.

Коллекционирование фарфора

Коллекционирование смело можно отнести к самому распространенному увлечению. Коллекционеры способны увидеть прекрасное в обычных вещах. Стоит отметить, что сегодня это увлечение позиционируется не только как хобби для миллионов, но и как довольно выгодное инвестирование капитала.

Писаные иконы

На сегодняшний день православные писаные иконы украшают не только внутренние помещение православных храмов, но и составляют большие коллекции многих коллекционеров всего мира. Связано это не только с тем азартом, который всегда был в крови у каждого коллекционера, но также и с тем, чтобы сохранить веру в Бога, получить его защиту и благословение.

Чем рисуют картины

Картины в современном мире – это неотъемлемая часть любого интерьера, ведь с их помощью его можно преобразить до неузнаваемости. По словам Бодлера, каждая картина создается также как и Вселенная, т.е. она представляет собой результат множества творений.

Тайна разграбленных гробниц

Кончина легендарной в Грузии царицы Тамар приходится на 18 января 1212 года. Ее похороны проходили в тайне, а после процедуры отпевания из кафедрального храма Мцхеты рабы с десятью гробами двинулись в разные стороны света.

 
 
© Sobirau.Ru