Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Экспертиза произведений искусства и ее методы

Социальные изменения в жизни того или иного общества, естественно, накладывают свой отпечаток на развитие культуры этого общества. Так, "перестройка" у нас в стране словно выпустила из "подземных казематов", наряду со многим, так интересующий нас антикварный рынок. Последний востребовал к себе на службу достаточно редкого специалиста-эксперта художественных ценностей. Совсем не значит, что их не было. Были они и до 1917 года, были они и потом. Но никогда они не были столь значимы, как сейчас. Вряд ли есть в этом что-либо удивительное. Рынок требует произведений искусства, подлинность которых подтверждена. И ответ на поставленный вопрос должны дать люди, в силу обстоятельств выделившиеся в некую касту экспертов.
Заранее предупреждаем, мы не будем давать рецепты "правильной" экспертизы. И никаких оценок. Никаких сравнений с западным и, стало быть, "правильным" рынком с "правильными" экспертами. Мы попробуем остановить внимание на предмете, о котором многие говорят, но никто не удосужился узнать, а что же это такое. Особенно применительно к изящным искусствам.

Чтобы зря не ломать копья, попробуем выяснить, что же такое экспертиза и кто такой эксперт. Терминологическая проблема до сих пор остается открытой. Может быть, тогда как-то улягутся страсти. Мы не отдаем себе отчета в том, как мешает повседневной работе отсутствие четких определений. Заглянем в словарь Даля: экспертиза - французское слово - ехреrtizе - от латинского ехреrtiz - освидетельствование, проверка, расследование чего-либо экспертами и заключение их о чем-либо. Эксперт - знаток, сведущий и опытный в деле человек...В словаре Ожегова покороче, но тоже по делу - эксперт, специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Экспертиза - рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения. Итак, в нашем случае, экспертиза художественных ценностей - это вид деятельности, направленной на выявление соответствия произведения искусства данным, которые предоставил заказчик.
Эксперты проверяют, исследуют произведение искусства на предмет его "подлинности" соответствия заявленному времени создания и принадлежности руке того или иного художника. Итог их работы - экспертное заключение, подтверждающее или отрицающее подлинность картины, иконы, вазы, ювелирных изделий и т.д.
Суть занятий эксперта можно определить как идентификацию и установление статуса произведения искусства, накопление первичных знаний о нем.
Экспертиза должна в оптимальный срок дать свой ответ. Промедление задевает интересы владельца, покупателя, в том числе, когда им становится и музей. Именно поэтому экспертиза является первым оперативным этапом в изучении предмета искусства, - востребованного художественным рынком. В этом, к примеру, заключается разница между экспертизой и атрибуцией. Действия последней направлены на уточнение вопросов авторства, времени и иных особенностей произведения. Но действия эти совершаются уже в других условиях. И исполнителем этого процесса уже будет узкий специалист в конкретном периоде и виде искусства. Его действия определены рамками принятого рабочего плана и бюджета. Причем его выводы не всегда будут совпадать с выводами эксперта. Нередко произведения, приобретенные музеем по рекомендации авторитетного эксперта, впоследствии меняют свое авторство. Иногда на пересмотр атрибуции уходят годы. Достаточно посмотреть последние страницы каталога любого крупного музея, чтобы убедиться в систематическом изменении атрибуции. В каталоге 1990 года Национального музея в Стокгольме указано около трехсот произведений, данные которых изменились в период между 1972 и 1989 годами. Среди них - две итальянские картины XVI века, ставшие ныне работами загадочного голландского художника XVII века Леонарда Брамера. Многим хорошо известен портрет Антонио Брокардо работы Джорджоне из Будапештского музея. Но мало кто знает, что в результате многолетней атрибуционной работы его авторство менялось семь раз! Все это - первичная экспертиза и последующая атрибуция - было звеньями одной исследовательской цепи постепенного накопления научного знания о произведениях искусства. Эксперт может ошибаться. Но весь вопрос в том - как часто. Именно от этого зависит его авторитет. Приведем несколько примеров.
Выдающийся историк искусства Абрахам Бредиус, директор гаагского музея Мауритцхейс, был крупнейшим специалистом в области голландской живописи, в частности, живописи Рембрандта. Он обладал исключительным чутьем на подлинность, что позволило ему на европейском рынке приобрести и для музея, и для себя выдающиеся произведения. Ему принадлежит честь определения ныне широко известной картины Рембрандта "Саул и Давид". Однако уже после смерти ученого, в 1946 году, у специалистов появились сомнения в однозначности выводов Бредиуса. Пока авторство великого голландца сохраняется. Сложнее обстоит дело с другим шедевром Рембрандта. Его знаменитая картина "Польский всадник" была обнаружена Бредиусом в 1897 году в польском местечке Дзикув. Позднее она была приобретена известным американским коллекционером Хенри Фриком. Но недавно картина была вновь исследована, и ее авторство было подвергнуто серьезному сомнению.
Кстати, недавние выводы американского Центра исследований Рембрандта неутешительны. Его специалисты подвергли сомнению большое число картин Рембрандта, хранящихся в музеях мира.
Но вернемся к Бредиусу. Поколебался ли его авторитет эксперта? Конечно, нет. Качественный результат его работы столь положителен, а количество его - не ошибок, - в данном случае, заблуждений ничтожно мало. Да и развенчанные ныне шедевры - не подделки, а подлинные безымянные шедевры.Приведенные примеры заставляют задуматься над тем, кто же такой эксперт? Опытный в деле человек - говорит Даль. Но каждый специалист опытен. В чем же разница? Можно предположить, что его опыт - не школьный, академический. Он приобретается практической деятельностью не столько в стенах музея, сколько повседневным общением с живым движением художественной массы на рынке, в коллекциях.
Этот опыт не воспитываем, а нарабатываем. Он должен быть дополнен, кроме естественных академических знаний, такими неконкретными и невоспитываемыми свойствами, как интуиция, чувство подлинности, особое видение памятника. Эта деятельность напоминает пианистов. Их, блистательных и артистичных много, а таких как С. Рихтер, В. Горовиц, С. Рахманинов - единицы.
Эксперт должен обладать широтой художественного взгляда, потому что его задачей является ввести в новую жизнь подлинное произведение искусства, дать ему шанс выжить и не затеряться среди других. Сила эксперта должна проявиться тем больше, чем меньше знаком ему предмет исследования. Эксперт, декларирующий себя специалистом в области искусства ацтеков, вряд ли будет полезен в повседневной работе с потоком самых разнообразных вещей. Вполне понятно, что нельзя знать всего. Экспертом нельзя назначить. Экспертом можно быть. По-видимому, эта деятельность является сугубо индивидуальным проявлением. И при воспитании эксперта надо суметь это выявить.

Источник и авторство: http://www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Скульптура как ремесло и искусство

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Самурайская катана - душа воина

О верности самураев своим сюзеренам ходят легенды. Верные долгу, они без промедления готовы были расстаться с жизнью. Японские воины погибали не только на поле боя, но и добровольно уходили из жизни, совершая сэппуку. Ритуальное самоубийство могло стать следствием приказа господина или же совершалось в случае потери воином достоинства. Потеря меча для самурая – несмываемый позор, потеря души. Что же значила катана для самурая?

Коллекционирование компьютерных игр

Люди часто, чтобы отвлечься от трудовых будней заводят себе хобби. Которые помогают им украсить их рутинные будни. Хобби бывают различных типов досуга. Часто люди выбирают активные виды времяпровождения.

Автомобили в коллекцию!

У каждого человека могут быть свои увлечения. Так же, и у каждого коллекционера могут быть свои направления в коллекционировании. Кто-то любит заставлять полки своей домашней библиотеки массой книг, кому-то нравится коллекционировать оружие разных видов.

Прелести мебели в стиле прованс – отдых во Франции у себя дома

Прованс — известное направление в искусстве во всем мире, произошедшее во Франции, который покорило всю Европу и не только своей мебелью в стиле прованс. Мебель в стиле прованс или шале, как его называют по-другому — это не просто мебель, это мебель в старинном французском стиле

История спиннинга

Среди мужчин немало рыболовов, ведь только мужчина понимает весь толк рыбалки, и то, что дело вовсе не в улове, а в самом захватывающем процессе. Однако, далеко не каждый рыболов-профессионал, уже не говоря о любителях рыбной ловли, знает историю появления спиннинга, а ведь она довольно интересна…

Бронзовые люстры в интерьере

Источник искусственного освещения всегда первым привлекает внимание при входе в помещение. Именно поэтому, владельцы дорогих и роскошных домов старались изготавливать эксклюзивные люстры, которые помогли подчеркнуть своё богатство и вкус

Первые советские радиоприёмники

Достаточно сложно представить нашу современную жизнь без такого гениального изобретения как радио. А что тут такого, наверняка скажете вы, радио ушло в прошлое и им почти никто не пользуется, ведь телевизор и Интернет вполне его заменили.

Швейная фурнитура – путь к эксклюзивной коллекции

Швейная фурнитура помогает посредством недолгих профессиональных манипуляций из обычно вещи сотворить настоящий шедевр – прекрасную вещь в самом элегантном гардеробе.

История кресла

Предшественники современных моделей кресла появились еще в давние времена в Древнем Египте, Месопотамии.

 
 
© Sobirau.Ru