Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Иисус Христос и первые иконы

Все началась в Римской империи почти две тысячи лет назад. Великая Римская империя включала в себя все Средиземноморье. В 63 году до н.э. римский полководец Помпей захватил город Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи. В конце I в.н.э. Иудеей правил царь Ирод. Его боялись и проклинали едва ли не больше, чем римскую власть. И тогда, как гласит предание, "во дни Ирода-царя" в небольшом городке Вифлееме произошло великое событие. Глубокой ночью в пещере родился младенец, которого назвали Иисус (по-древнееврейски - Спаситель).
Историки Древнего Рима упоминали в своих трудах о загадочной судьбе "человека по имени Иисус". Вот что можно у них прочитать: "...В Иудее он прославился, и многие стали его учениками. За свои речи он был осужден на смерть. Но ученики его рассказывали, что он явился им на третий день после своего распятия и был живым". Если слухи об этом достигли Рима, можно представить, сколько людей горячо обсуждали чудо воскресения Христа. Вспоминали и его проповеди - беседы, с которыми он обращался к ученикам.
В Иудее верили в древние предсказания о Спасителе, который однажды придет и избавит народ от несчастий. Говорили, что Иисус и будет этим избавителем, долгожданным добрым царем. (Прибавляемое к его имени слово "Христос" по-гречески означает "помазанник", то есть наделенный особой властью, отмеченный милостью Бога.). Но когда Иисус не стал добиваться царского трона и покорно позволил схватить себя и казнить, почти никто не понял смысла этой добровольной жертвы.


Лист Евангелия. Ростов. XIIIвек.

Евангелие.Новгород. Середина XIV века.

 


Добрый пастырь. Изображение в римских катакомбах.


В начале повествования о Христе не записывали. Их передавали друг другу устно, и ученики Христа разъехались в разные земли, неся людям добрую весть о случившемся людям. Их стали называть апостолами, то есть, в переводе с греческого, посланниками. Наконец, рассказы о жизни и Воскресении Христа были собраны в книгу, которая получила название Евангелие, что означает "благая (добрая) весть".
В книгу вошли писания четырех учеников Христа: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Авторов назвали евангелистами. Тексты евангелистов вошли в самую важную для всех христиан книгу – Библию (с греческого языка - книга). Библия делится на два Завета (т.е.союза, договора с Богом) - Ветхий Завет и Новый Завет. Именно Новый Завет посвящен описанию событий, связанных с пришествием в мир Иисуса Христа. Кроме четырех Евангилей, в Новый Завет входит описание деяний апостолов и их послания (обращения) к разным народам. В них ученики Христа объясняли, как нужно пройти путь спасения и заслужить радость вечной жизни.


Изображение на иконах белых омофор - напоминание о поучительной истории Доброго Пастыря.

К концу I века христиан становилось все больше. К ним присоединялись те, кто ждал понимания и сочувствия, кого волновали слова о равенстве и любви друг к другу. С III века на каменных стенах стали появляться росписи - христиане изображали важнейшие для себя образы-символы. Чаще всего это был крест - на нем принес людям спасение победивший смерть Христос, затем якорь - символ надежды, так как жизнь часто сравнивали с бурным морем; и наконец, рыба – обозначение имени Христа (по-гречески слово "рыба" состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель).
Встречались на стенах катакомб и вполне земные образы: птицы, цветы, плоды, даже крылатые амуры - римляне почитали это божество как покровителя любви. Рядом с могилами подобные изображения казались картиной вечно цветущего райского сада с порхающими ангелами. Первые христиане, как умели, пытались вообразить Небесное Царство, иногда добавляя привычные им сюжеты римской мифологии.
Труднее было с изображением Бога - все по разному представляли себе Христа. К тому же нельзя было уподоблять невидимого Бога обыкновенному человеку и показывать его слишком явно, в телесном облике. По этой причине христиане не признавали статуй. На сводах катакомб сохранились изображения людей с поднятыми вверх руками. Они молятся, обращаясь к небу. А в центре, в круге, который символизирует небо, - фигура юноши-пастуха в римской одежде, с овцой на плечах. Так иносказательно изображали тогда Христа.
Все знали историю, которую Христос рассказывал своим ученикам. Пастух пас большое стадо, и одна из овец ушла и заблудилась. Тогда пастух оставил всех своих овец ради одной заблудшей, отправился искать её и нашел, ослабевшую и перепуганную. Он положил овцу на плечи и, радуясь, вернулся к стаду. Христос учил, как важно помочь любому, даже самому потерянному грешнику. Не случайно священников стали называть пастырями. Высшие священники - архиереи - в знак того, что они приняли на себя заботу о христианском "стаде", носят на плечах широкую белую полосу с крестами.
Легенда рассказывает о самой первой иконе, созданной в помощь и утешение людям. В Малой Азии, в городе Эдессе, правил царь по имени Авгарь. Он так тяжело болел, что потерял уже всякую надежду на выздоровление. Однажды до него дошли слухи, что в Иудее живет мудрый человек по имени Иисус, который учит людей, помогает всем несчастным и исцеляет больных. Авгарь
немедленно отправил в Иудею своего слугу с приказом пригласить мудреца в Эдессу. А если Иисус не пойдет к царю, то слуга должен написать и привезти его портрет.


Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. Новгород.


Святой апостол и евангелист Лука пишет первообразную икону Пресвятой Богородицы.

Посланец Авгаря нашел Иисуса. Но он увидел вокруг него множество народа и понял, что учитель не сможет уйти от своих учеников. Тогда, как приказал царь, он начал писать портрет. Но у него ничего не получалось, хотя он был хорошим художником. Словно некий свет мешал ему разглядеть черты Иисуса. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник "Нерукотворный образ Христа", или "Спас нерукотворный".
Обрадованный слуга поспешил с драгоценным полотенцем к Авгарю, и царь исцелился. С тех пор дар Иисуса, бережно укрепленный на доске на доске, хранился в нише над воротами города, защищая его от врагов. А царь и его подданные через некоторое время приняли христианство.

С давних пор иконы с изображением лика Иисуса Христа на белом полотнище почитались особо - ведь сам Христос оставил свой образ, желая помочь первым своим изображениям тем, кто оказался в беде. На иконах "Спас Нерукотворный" лик Христа изображали, как правило, на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем в нимбе - напоминанием о жертве Христа. Позже иконописцы стали буквально воспроизводить светлую ткань полотенца, на котором чудесно отразился образ Спасителя.
По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Издавна художники многих стран считали его своим святым покровителем. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел её образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: "Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя". С тех пор слова эти вспоминались всегда, когда люди приходили поклониться образу Богоматери. На иконах евангелиста и художника Луку изображали слушающим ангела, стоящим за спиной. Советы и указания ангела символизировали Божественное участие в сотворении иконы. С творения Луки бережно и благоговейно писали копии, веря, что чудесная сила первого изображения Богоматери перейдет и на повторения (их называли списками). Очень скоро иконы Богоматери прославились как чудотворные, и описания этих удивительных событий сохранились в летописях.


Владимирская икона Божьей Матери.Начало XII века.Византия.


Дмитрий Донской. П.Корин. Эскиз мозаичного панно. 1951г.

Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост, то есть воздерживался от обильной еды. Таким образом он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли "умным деланием". Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. С XIV века иконопись превратилась в наследственную профессию.
Когда отец обучал сына с раннего возраста, навыки иконописания были глубже и прочнее. Мастерством овладевали постепенно. Сначала ученик помогал готовить доски для икон. Обычно они были из липы, реже - из сосны, ели или дуба. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, потом делали с одной стороны углубление - ковчег, на котором писали икону. Изображение было окружено своеобразной рамой - выступом. Этим оно как бы отодвигалось в иной мир.


Католическое изображение евангелиста Луки, пишущего портрет Мадонны. Рисунок из
средневековой книги.Фрагмент.


Следующая важная ступень, к которой допускались ученики, - проклеивание доски и покрытие её особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мёда или гипса и накладывали на доску несколькими слоями. Был свой левкас и для настенных изображений. Мы привыкли называть его штукатуркой. Затем на грунт наносили рисунок - следуя канону, строго по образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Наконец наступал главный этап - рисунок покрывали красками. На Руси писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растертых в порошок минералов (разноцветных камней) и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Для того чтобы краски на иконе были яркими, чистыми, сияющими, нужно было тщательно подбирать и смешивать составные части. Этим искусством очень дорожили и как драгоценность передавали его по наследству.
Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела, и за 70-100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие древние иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Иконописец, приступая к работе, всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера - человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельству летописей.

Источник и авторство: При подготовке материала использовались следующие источники: "Икона".,Москва,ООО Изд-во "РОСМЭН-ПРЕСС".,2003.,95с. И.К.Языкова.,"Богословие иконы".,Москва.,Изд-во Общедоступного Православного Университета.,1995.,212с.
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Русские придворные ювелиры

Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века.

Швейная фурнитура – путь к эксклюзивной коллекции

Швейная фурнитура помогает посредством недолгих профессиональных манипуляций из обычно вещи сотворить настоящий шедевр – прекрасную вещь в самом элегантном гардеробе.

Киддуш и киддушные стаканы – исторические памятники иудаики

Часто покупателям, желающим приобрести антиквариат, в том числе и «киддушные стаканы», предлагают весьма дорогостоящие из-за их необычности и редкости изделия, созданные в Западной Европе и России.

Изобретение микрофона

Изобретение такого устройства как микрофон существенно улучшила нашу жизнь. Представьте себе, что если бы не было микрофона то, во-первых, нам пришлось отказаться от многих современных устройств, например таких как телефон, запись различного звука.

Позолота. История возникновения

Золото на протяжении все истории привлекало людей. Изготовление сусального золота имеет уникальную богатую историю.

Особенности развития русского золотого и серебряного дела в XIX - начале XX века

В XIX веке в руском золотом и серебряном деле происходит ряд изменений, как в техническом отношении, что напрямую связано с научно-техническим прогрессом, так и в области художественных приемов и стилистических особенностей, находящихся в прямой зависимости от часто меняющихся на протяжении этого столетия художественных вкусов.

Коллекции с островов

Пожалуй, ни для какого коллекционера не является секретом то, что наиболее ценные предметы коллекционирования можно найти в местах зарождения цивилизаций, и типичным примером этого являются такие места как Египет, Китай, страны центральной и южной Америки и так далее.

Дореволюционный Санкт-Петербург, сохраненный Онуфрием Иодко

Совсем недавно в руки коллекционеров попала уникальная планкарта Санкт-Петербурга дореволюционной эпохи. Она была составлена, отпечатана и издана в 1911 году государственным издательством Российской Империи под названием «Маяк».

Цена кусочка волшебства

Уникальность подразумевает под собой то, что предмет или явление существует во всем мире всего лишь в ограниченном виде, количестве, тираже и так далее. А что из предметов может быть более уникальным и желанным, чем предметы или вещи, которые существует во всем мире всего лишь в одном единственном экземпляре?

Кладоискатели устроили «подводный» бум на Средиземноморье

В погоне за сокровищами подводного мира охотники упорно обходили стороной Средиземное море. Причина «нелюбви» кроется в отстраненности моря от «золотых» маршрутов

 
 
© Sobirau.Ru