Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Иконопись

Происхождение слова «икона» от греческого эйкон – образ. Икона как феномен христианской художественной культуры постоянно сопутствует как восточной, так и западной церковной традиции, становясь, однако, полностью имманентной только для восточной. Самые ранние сохранившиеся иконы относятся к 6 веку.

После того как христианство превращается в официально признанную религию, искусство становится необходимой принадлежностью церковного культа. За пределами христианской сюжетной и символической программы в изобразительном искусстве остаются лишь декорации дворцов и вилл, а также предметы прикладного искусства, украшавшие быт. Основная же масса всех произведений искусства, начиная с 4 века, имеет прямое церковное назначение или включается любым способом в круг христианской символики.

Главное предназначение иконы – служить в качестве объекта религиозного переживания, молитвы и долгого, длительного созерцания. Функция иконы – медиация, посредничество между миром божественным и земным, знак Бога или святого, доводящий с помощью доступных для человеческого сознания средств и форм обозначения физического мира реалии принципиально другой, божественной природы.

Иоанн Креститель.

Иконопись, это род пиктографии, рисуночное письмо, реабилитированное для неграмотных неофитов христианской веры. Первоначальное значение живописного образа в христианской традиции – просветить неграмотных в текстах священного писания посредством художественного повествования.
Искусство иконописи полностью основано на текстах библейских, житийных и апокрифных и в этом смысле является вторичным по отношению к ним.
Условность иконописи исходит из попытки изобразить слово. Средневековое сознание знает только одну ипостась иконы – как моленный образ, предмет культа. Эстетическое чувство сливается с религиозным переживанием, в средние века невозможно отдельное восприятие этих двух сторон иконного образа.

Двадцатый век вводит новый момент – изучение иконы как художественного произведения. Религиозное содержание угасает, икона становится предметом истории культуры, приобретает музейную ценность и наделяется незнакомой в средние века неприкосновенностью от дальнейших записей.

Многослойность средневековой иконы, когда на одной и той же доске наносится образ поверх другого, более древнего (т.наз. записи) обусловлена стремлением к более совершенному изображению божества. Она возможна только в условиях сугубо молитвенного, религиозного восприятия, которое не знает икону в качестве вещи, обладающей самостоятельной художественной, исторической, культурной ценностью, т.е. ценностью «древности».
В двадцатом же веке на икону «смотрят», а не молятся. Особое значение приобретает среда существования иконы. Пространственный контекст определяет степень сакральности иконы. В то время как в музее она – предмет изучения, в пространстве церкви и дома она продолжает выполнять старую функцию объекта поклонения и молитвы.

Искусство иконописи полностью основано на канонах. Отношение к прошлому как к абсолютному образцу обусловлено уверенностью в том, что древние художники – современники событий Нового завета, запечатлели образы Христа, Богоматери, апостолов, отдельных святых ещё при жизни. Следовательно, чем более древняя иконография, тем она правильнее. Иконописная традиция находится в теснейшей связи с памятью; многие условности художественного языка иконы объясняются этими прототипами, первообразами.

Икона, это постоянное обращение к прошлому, к священной истории. Это причина отсутствия понятия авторства в средние века.
Художник иконописец – безличный, «прозрачный», он всего лишь посредник в сохранении памяти о ликах Христа, Марии, других героев библейской истории, а, с другой стороны – посредник в общении верующего с Богом. Надписи на иконах появляются лишь в 17 веке в результате усиливающихся западных влияний. Чем ближе икона к своему идеалу, тем она безличнее и совершеннее. Не должно быть никакой мысли о форме, так как бесконечное повторение приводит формы к совершенству.

В результате, уже к 9-10 в. в Византии формируются так называемые иконографические типы. Византийская иконография переходит с принятием христианства сначала в Болгарию, позднее в Сербию и Россию. Она лежит в основе искусства всего восточно-христианского мира. Хрестоматийный пример перенесения и внедрения византийского искусства на русскую почву – знаменитая икона Владимирской Божьей матери. От неё идёт целый ряд изображений того же типа «Богоматерь Умиление».

слева направо:Владимирская, Донская, Толгская, Корсунская Иконы Божией Матери.

В отличие от художественной практики Нового времени, нашедшей уже в эпоху Ренессанса свою формулировку как «картина – окно в мир», т.е. изображение фрагмента мира, с определённой точки зрения (отсюда – концепция прямой перспективы, закабалившей искусство живописи вплоть до первой трети 20 века) икона запечатляет всю вселенную. На иконе предметы изображаются со всех сторон, т.е. в том виде, в котором они существуют в памяти и во всех их ракурсах, нежели предметы, запечатлённые в момент их зрительного восприятия.
Иконописи присуща «обратная перспектива» – движение от глубины изображения к первому плану (в противовес прямой перспективе, в которой движение взгляда получает стремительную направленность в глубь). Также, строго канонизированы способ изображения обнажённого и задрапированного человеческого тела и символика цветов одежды Богоматери и святых. Данного святого легко можно узнать по его атрибутам (у мучеников это – предметы мученичества, с которыми они нашли свою смерть, у евангелистов – символические животные: символ Марка – лев, Луки –телец (бык), Матфея - ангел, Иоанна - орёл) и т.д.

Величайший расцвет русская изобразительность получает в 14-15 вв. В наше время иконы можно вязать спицами или крючком. Так как сейчас, вязание крючком это один из самых распространенных видов рукоделия.

Добавлено: 4 апреля 2012

Статьи раздела

Коллекционирование фотографий

Монеты, марки, медали, оружие, предметы второй мировой, каких только коллекционеров не сыщешь. С каждым днем таких предметов все больше и больше. И где-то среди этих всех вещей, которые так ценны человеку, занимают свое место фотографии.

Особенности покупки серебряных изделий в интернет магазине

Украшения – это одно из лучших творений человечества. Их начальное применение очень отличается от современного. Сначала это была защита от злых духов, магическая помощь в делах.

Об антиквариате

Судя по многочисленным антикварным магазинам, открывшимся в центре Петербурга, старые вещи – картины, мебель, посуда, истертые монеты, подписанные и уже нашедшие своего адресата открытки, китайские вазы и старые куклы – обладают какой-то специфической ценностью в обществе, подчиненном "императиву потребления" новых вещей

Иисус Христос и первые иконы

Все началась в Римской империи почти две тысячи лет назад. Великая Римская империя включала в себя все Средиземноморье. В 63 году до н.э. римский полководец Помпей захватил город Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи.

История телевизора

Кто бы мог подумать, что идея передачи изображения на большие расстояния существовала уже достаточно долгое время. Вспомните сами, как во многих сказках смотря в зеркало или блюдечко, персонажи могли получать изображения с разных концов царства.

О бижутерии и фурнитуре для неё

Бижутерия всегда пользовалась большим спросом среди женщин, и это понятно, ведь практически каждая женщина хочет выглядеть прекрасно, но вместе с тем. Она хочет также, и отличаться от общей массы, быть более выразительной.

Тюль от появления до сегодняшних дней

Тюль представляет собой лёгкую, полупрозрачную сетчатую ткань, которая может изготавливаться из самых различных материалов – шёлка, хлопчатобумажной ткани и так далее. Своё название она получила от названия города Тюль расположенного на юго-западе Франции, в котором впервые произвели такую ткань.

Индивидуальный взгляд на антикварный рынок

Один из важнейших источников доходов в Великобритании - это отнюдь не банковские вклады, а гораздо более стабильная отрасль торговли антиквариатом. Тем более что английский рынок антиквариата зарекомендовал себя во всем мире как высокоорганизованная развивающаяся структура, которая существует с 1744 года.

Часы - это не только точное время

В наше бурное время темпы жизни настолько стремительны, а каждый день так бывает насыщен разнообразными событиями, что только предельная пунктуальность позволяет нам выполнить все задачи текущего дня. А это невозможно без точных часов.

Что такое плакетка?

Плакетками называются наградные доски, специальные грамоты, которые состоят из деревянной основы и металлической поверхности, на которой может быть надпись, рисунок или изображение.

 
 
© Sobirau.Ru