Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Иконопись

Происхождение слова «икона» от греческого эйкон – образ. Икона как феномен христианской художественной культуры постоянно сопутствует как восточной, так и западной церковной традиции, становясь, однако, полностью имманентной только для восточной. Самые ранние сохранившиеся иконы относятся к 6 веку.

После того как христианство превращается в официально признанную религию, искусство становится необходимой принадлежностью церковного культа. За пределами христианской сюжетной и символической программы в изобразительном искусстве остаются лишь декорации дворцов и вилл, а также предметы прикладного искусства, украшавшие быт. Основная же масса всех произведений искусства, начиная с 4 века, имеет прямое церковное назначение или включается любым способом в круг христианской символики.

Главное предназначение иконы – служить в качестве объекта религиозного переживания, молитвы и долгого, длительного созерцания. Функция иконы – медиация, посредничество между миром божественным и земным, знак Бога или святого, доводящий с помощью доступных для человеческого сознания средств и форм обозначения физического мира реалии принципиально другой, божественной природы.

Иоанн Креститель.

Иконопись, это род пиктографии, рисуночное письмо, реабилитированное для неграмотных неофитов христианской веры. Первоначальное значение живописного образа в христианской традиции – просветить неграмотных в текстах священного писания посредством художественного повествования.
Искусство иконописи полностью основано на текстах библейских, житийных и апокрифных и в этом смысле является вторичным по отношению к ним.
Условность иконописи исходит из попытки изобразить слово. Средневековое сознание знает только одну ипостась иконы – как моленный образ, предмет культа. Эстетическое чувство сливается с религиозным переживанием, в средние века невозможно отдельное восприятие этих двух сторон иконного образа.

Двадцатый век вводит новый момент – изучение иконы как художественного произведения. Религиозное содержание угасает, икона становится предметом истории культуры, приобретает музейную ценность и наделяется незнакомой в средние века неприкосновенностью от дальнейших записей.

Многослойность средневековой иконы, когда на одной и той же доске наносится образ поверх другого, более древнего (т.наз. записи) обусловлена стремлением к более совершенному изображению божества. Она возможна только в условиях сугубо молитвенного, религиозного восприятия, которое не знает икону в качестве вещи, обладающей самостоятельной художественной, исторической, культурной ценностью, т.е. ценностью «древности».
В двадцатом же веке на икону «смотрят», а не молятся. Особое значение приобретает среда существования иконы. Пространственный контекст определяет степень сакральности иконы. В то время как в музее она – предмет изучения, в пространстве церкви и дома она продолжает выполнять старую функцию объекта поклонения и молитвы.

Искусство иконописи полностью основано на канонах. Отношение к прошлому как к абсолютному образцу обусловлено уверенностью в том, что древние художники – современники событий Нового завета, запечатлели образы Христа, Богоматери, апостолов, отдельных святых ещё при жизни. Следовательно, чем более древняя иконография, тем она правильнее. Иконописная традиция находится в теснейшей связи с памятью; многие условности художественного языка иконы объясняются этими прототипами, первообразами.

Икона, это постоянное обращение к прошлому, к священной истории. Это причина отсутствия понятия авторства в средние века.
Художник иконописец – безличный, «прозрачный», он всего лишь посредник в сохранении памяти о ликах Христа, Марии, других героев библейской истории, а, с другой стороны – посредник в общении верующего с Богом. Надписи на иконах появляются лишь в 17 веке в результате усиливающихся западных влияний. Чем ближе икона к своему идеалу, тем она безличнее и совершеннее. Не должно быть никакой мысли о форме, так как бесконечное повторение приводит формы к совершенству.

В результате, уже к 9-10 в. в Византии формируются так называемые иконографические типы. Византийская иконография переходит с принятием христианства сначала в Болгарию, позднее в Сербию и Россию. Она лежит в основе искусства всего восточно-христианского мира. Хрестоматийный пример перенесения и внедрения византийского искусства на русскую почву – знаменитая икона Владимирской Божьей матери. От неё идёт целый ряд изображений того же типа «Богоматерь Умиление».

слева направо:Владимирская, Донская, Толгская, Корсунская Иконы Божией Матери.

В отличие от художественной практики Нового времени, нашедшей уже в эпоху Ренессанса свою формулировку как «картина – окно в мир», т.е. изображение фрагмента мира, с определённой точки зрения (отсюда – концепция прямой перспективы, закабалившей искусство живописи вплоть до первой трети 20 века) икона запечатляет всю вселенную. На иконе предметы изображаются со всех сторон, т.е. в том виде, в котором они существуют в памяти и во всех их ракурсах, нежели предметы, запечатлённые в момент их зрительного восприятия.
Иконописи присуща «обратная перспектива» – движение от глубины изображения к первому плану (в противовес прямой перспективе, в которой движение взгляда получает стремительную направленность в глубь). Также, строго канонизированы способ изображения обнажённого и задрапированного человеческого тела и символика цветов одежды Богоматери и святых. Данного святого легко можно узнать по его атрибутам (у мучеников это – предметы мученичества, с которыми они нашли свою смерть, у евангелистов – символические животные: символ Марка – лев, Луки –телец (бык), Матфея - ангел, Иоанна - орёл) и т.д.

Величайший расцвет русская изобразительность получает в 14-15 вв. В наше время иконы можно вязать спицами или крючком. Так как сейчас, вязание крючком это один из самых распространенных видов рукоделия.

Добавлено: 4 апреля 2012

Статьи раздела

Бейсбольные карточки

Достаточно часто в американских фильмах семидесятых и восьмидесятых годов прошлого столетия можно видеть людей которые занимаются коллекционированием бейсбольных карточек. Однако это вовсе не значит, что данный вид коллекционирования получил распространение только в Соединенных Штатах.

Из глубины времен

История обуви своими истоками уходит в глубочайшую древность. Исследования американского историка Эрика Тринакуса позволяют сделать вывод о том, что обувь как таковая впервые появилась на западе Евразии более двадцати шести тысячелетий назад.

Антиквариат и время!

Со времен старины внимание народов было обращено к антиквариату. Выполнялось это по таким причинам, в числе первых из них значилось присутствие любви к стране, ее истории и предметам, которые могут таить на себе следы ушедших времен.

Реставрация антиквариата

Художественная ковка возникла в давние времена, и имеет значительную историю. Именно поэтому этот вид декорирования всегда шел в ногу со временем и являлся единой составной частью зодчества.

Мебель – как коллекция

Сделайте свою мебель самой настоящей коллекцией. Правильный подбор мебели для вашего дома – создание частной коллекции мебели.

Музеи Подмосковья

Достаточно часто перед жителями Москвы встаёт вопрос о том, где можно хорошо и культурно отдохнуть, но при этом, чтобы отдых обошелся минимальными расходами. Порой так хочется куда-то выехать из столицы, если не на несколько недель, то хотя бы на несколько дней, но встаёт вопрос куда?

История ростовых кукол

Многие люди достаточно небрежно относятся к куклам, называя их никчёмными игрушками, которые не несут абсолютно никакой пользы. Однако. На эту тему очень даже можно ещё и поспорить.

Как выбрать идеальное платье в виде винтажной вечерней модели

Популярность винтажных вечерних платьев определена многими факторами. Скорей всего главным является их безусловная уникальность – эти наряды, как общепринято, шьются эксклюзивными, и шанс еще встретить такой же экземпляр винтажного вечернего наряда приравнивается к абсолютному нулю.

Об аристократах и фарфоре

Фарфор стал известен в мире только благодаря великолепным мастерам из древнего Китая, которые более четырехсот лет хранили тайну изготовления этого изысканного материала. Фарфоровые чашки, сувениры, сервизы, тарелки, реликвии и тому подобные предметы собрали вокруг себя не только любителей испить чай из великолепной посуды, но и целые королевские династии.

Несметные богатства Средиземного моря

Еще не так давно Средиземноморье особо не привлекало любителей приключений. Большинство искателей древних кладов устремлялись в сторону Африки и Южной Америки.

 
 
© Sobirau.Ru