Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Иконопись

Происхождение слова «икона» от греческого эйкон – образ. Икона как феномен христианской художественной культуры постоянно сопутствует как восточной, так и западной церковной традиции, становясь, однако, полностью имманентной только для восточной. Самые ранние сохранившиеся иконы относятся к 6 веку.

После того как христианство превращается в официально признанную религию, искусство становится необходимой принадлежностью церковного культа. За пределами христианской сюжетной и символической программы в изобразительном искусстве остаются лишь декорации дворцов и вилл, а также предметы прикладного искусства, украшавшие быт. Основная же масса всех произведений искусства, начиная с 4 века, имеет прямое церковное назначение или включается любым способом в круг христианской символики.

Главное предназначение иконы – служить в качестве объекта религиозного переживания, молитвы и долгого, длительного созерцания. Функция иконы – медиация, посредничество между миром божественным и земным, знак Бога или святого, доводящий с помощью доступных для человеческого сознания средств и форм обозначения физического мира реалии принципиально другой, божественной природы.

Иоанн Креститель.

Иконопись, это род пиктографии, рисуночное письмо, реабилитированное для неграмотных неофитов христианской веры. Первоначальное значение живописного образа в христианской традиции – просветить неграмотных в текстах священного писания посредством художественного повествования.
Искусство иконописи полностью основано на текстах библейских, житийных и апокрифных и в этом смысле является вторичным по отношению к ним.
Условность иконописи исходит из попытки изобразить слово. Средневековое сознание знает только одну ипостась иконы – как моленный образ, предмет культа. Эстетическое чувство сливается с религиозным переживанием, в средние века невозможно отдельное восприятие этих двух сторон иконного образа.

Двадцатый век вводит новый момент – изучение иконы как художественного произведения. Религиозное содержание угасает, икона становится предметом истории культуры, приобретает музейную ценность и наделяется незнакомой в средние века неприкосновенностью от дальнейших записей.

Многослойность средневековой иконы, когда на одной и той же доске наносится образ поверх другого, более древнего (т.наз. записи) обусловлена стремлением к более совершенному изображению божества. Она возможна только в условиях сугубо молитвенного, религиозного восприятия, которое не знает икону в качестве вещи, обладающей самостоятельной художественной, исторической, культурной ценностью, т.е. ценностью «древности».
В двадцатом же веке на икону «смотрят», а не молятся. Особое значение приобретает среда существования иконы. Пространственный контекст определяет степень сакральности иконы. В то время как в музее она – предмет изучения, в пространстве церкви и дома она продолжает выполнять старую функцию объекта поклонения и молитвы.

Искусство иконописи полностью основано на канонах. Отношение к прошлому как к абсолютному образцу обусловлено уверенностью в том, что древние художники – современники событий Нового завета, запечатлели образы Христа, Богоматери, апостолов, отдельных святых ещё при жизни. Следовательно, чем более древняя иконография, тем она правильнее. Иконописная традиция находится в теснейшей связи с памятью; многие условности художественного языка иконы объясняются этими прототипами, первообразами.

Икона, это постоянное обращение к прошлому, к священной истории. Это причина отсутствия понятия авторства в средние века.
Художник иконописец – безличный, «прозрачный», он всего лишь посредник в сохранении памяти о ликах Христа, Марии, других героев библейской истории, а, с другой стороны – посредник в общении верующего с Богом. Надписи на иконах появляются лишь в 17 веке в результате усиливающихся западных влияний. Чем ближе икона к своему идеалу, тем она безличнее и совершеннее. Не должно быть никакой мысли о форме, так как бесконечное повторение приводит формы к совершенству.

В результате, уже к 9-10 в. в Византии формируются так называемые иконографические типы. Византийская иконография переходит с принятием христианства сначала в Болгарию, позднее в Сербию и Россию. Она лежит в основе искусства всего восточно-христианского мира. Хрестоматийный пример перенесения и внедрения византийского искусства на русскую почву – знаменитая икона Владимирской Божьей матери. От неё идёт целый ряд изображений того же типа «Богоматерь Умиление».

слева направо:Владимирская, Донская, Толгская, Корсунская Иконы Божией Матери.

В отличие от художественной практики Нового времени, нашедшей уже в эпоху Ренессанса свою формулировку как «картина – окно в мир», т.е. изображение фрагмента мира, с определённой точки зрения (отсюда – концепция прямой перспективы, закабалившей искусство живописи вплоть до первой трети 20 века) икона запечатляет всю вселенную. На иконе предметы изображаются со всех сторон, т.е. в том виде, в котором они существуют в памяти и во всех их ракурсах, нежели предметы, запечатлённые в момент их зрительного восприятия.
Иконописи присуща «обратная перспектива» – движение от глубины изображения к первому плану (в противовес прямой перспективе, в которой движение взгляда получает стремительную направленность в глубь). Также, строго канонизированы способ изображения обнажённого и задрапированного человеческого тела и символика цветов одежды Богоматери и святых. Данного святого легко можно узнать по его атрибутам (у мучеников это – предметы мученичества, с которыми они нашли свою смерть, у евангелистов – символические животные: символ Марка – лев, Луки –телец (бык), Матфея - ангел, Иоанна - орёл) и т.д.

Величайший расцвет русская изобразительность получает в 14-15 вв. В наше время иконы можно вязать спицами или крючком. Так как сейчас, вязание крючком это один из самых распространенных видов рукоделия.

Добавлено: 4 апреля 2012

Статьи раздела

Диафильмы - ностальгия по прошлому

Что объединяет подвешенную на стене белую простыню и полутьму? Сейчас далеко не каждый школьник назовет «слайдопроектор». Ведь с середины 90х годов диафильмы окончательно прекратили производить.

Фаянсовое производство в России XIX века и его особенности

Россия издавна славилась своим гончарным производством. Неотъемлемой частью русской архитектуры XVII века являются керамические рельефные изразцы с яркими красочными поливными орнаментами, которые широко использовались для украшения зданий и облицовки печей.

Виват антиквариат!

Времена, когда предметы старины уплывали за рубеж неиссякаемыми потоками контрабанды, похоже, миновали. И теперь антиквариат становится предметом импорта, поскольку во всем мире за ним закрепилась репутация выгодной инвестиции, и российские крупные банки и корпорации не жалеют средств на приобретение целых коллекций произведений искусства.

Винил навсегда!

Красивые виниловые пластинки всегда занимали сердца молодёжи 80-ых. Полезные советы для тех, кто хочет начать коллекционировать виниловые пластинки.

Александрия – скрытая сокровищница

Каждая археологическая находка является уникальным инструментом для понимания культурной и общественной жизни народов, населяющих ту или иную территорию. Сегодня, одним из таких бывших культурных центров является подводная сокровищница Александрии.

Страсть к коллекционированию

Каждый человек в своей жизни хоть немного, хотя бы единожды, но пытался собирать коллекцию чего-то привлекательного, интересного именно ему. Кто-то собирал модели машинок, кто-то фантиков от жвачек, кто-то коллекцию журналов или фигурок слонов.

Удивительные коллекции

Коллекционирование – дело сугубо личное. Кто-то собирает милые сердцу безделушки, кто-то помешан на автомобилях. А вот Ги ванн Кеер из Бельгии коллекционирует паспорта. Каким-то чудом ему удалось собрать уже 4260 паспортов и документов, которые их заменяют, из 140 стран.

Очки надо?

В первый же день после размещения в сети видеоролика, в котором китаец торгует достаточно потешными очками, количество просмотров составило более ста тысяч человек. Однако речь сейчас пойдёт вовсе не о знаменитом ролике, а о коллекционировании очков и других устройств, позволяющих существенно улучшить зрение человека.

Рай для коллекционера

Отдых для любителя мирового искусства, а также для различного рода коллекционеров, в такой стране как Доминиканская Республика может быть не только долгожданным и насыщенным, но и чересчур полезным, как для развития их собственного интереса, так и для возможного приобретения в стране различного рода редкостей и ценностей.

Энергия старинных вещей

Ни для кого не секрет, что антиквариат сегодня представляет собой не просто искусство или его определенное направление, но и вещи, которые заслуживают настоящего уважения ценителями. С каждой вещью связана определенная история, несущая энергетику прошлого.

 
 
© Sobirau.Ru