Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Иконопись

Происхождение слова «икона» от греческого эйкон – образ. Икона как феномен христианской художественной культуры постоянно сопутствует как восточной, так и западной церковной традиции, становясь, однако, полностью имманентной только для восточной. Самые ранние сохранившиеся иконы относятся к 6 веку.

После того как христианство превращается в официально признанную религию, искусство становится необходимой принадлежностью церковного культа. За пределами христианской сюжетной и символической программы в изобразительном искусстве остаются лишь декорации дворцов и вилл, а также предметы прикладного искусства, украшавшие быт. Основная же масса всех произведений искусства, начиная с 4 века, имеет прямое церковное назначение или включается любым способом в круг христианской символики.

Главное предназначение иконы – служить в качестве объекта религиозного переживания, молитвы и долгого, длительного созерцания. Функция иконы – медиация, посредничество между миром божественным и земным, знак Бога или святого, доводящий с помощью доступных для человеческого сознания средств и форм обозначения физического мира реалии принципиально другой, божественной природы.

Иоанн Креститель.

Иконопись, это род пиктографии, рисуночное письмо, реабилитированное для неграмотных неофитов христианской веры. Первоначальное значение живописного образа в христианской традиции – просветить неграмотных в текстах священного писания посредством художественного повествования.
Искусство иконописи полностью основано на текстах библейских, житийных и апокрифных и в этом смысле является вторичным по отношению к ним.
Условность иконописи исходит из попытки изобразить слово. Средневековое сознание знает только одну ипостась иконы – как моленный образ, предмет культа. Эстетическое чувство сливается с религиозным переживанием, в средние века невозможно отдельное восприятие этих двух сторон иконного образа.

Двадцатый век вводит новый момент – изучение иконы как художественного произведения. Религиозное содержание угасает, икона становится предметом истории культуры, приобретает музейную ценность и наделяется незнакомой в средние века неприкосновенностью от дальнейших записей.

Многослойность средневековой иконы, когда на одной и той же доске наносится образ поверх другого, более древнего (т.наз. записи) обусловлена стремлением к более совершенному изображению божества. Она возможна только в условиях сугубо молитвенного, религиозного восприятия, которое не знает икону в качестве вещи, обладающей самостоятельной художественной, исторической, культурной ценностью, т.е. ценностью «древности».
В двадцатом же веке на икону «смотрят», а не молятся. Особое значение приобретает среда существования иконы. Пространственный контекст определяет степень сакральности иконы. В то время как в музее она – предмет изучения, в пространстве церкви и дома она продолжает выполнять старую функцию объекта поклонения и молитвы.

Искусство иконописи полностью основано на канонах. Отношение к прошлому как к абсолютному образцу обусловлено уверенностью в том, что древние художники – современники событий Нового завета, запечатлели образы Христа, Богоматери, апостолов, отдельных святых ещё при жизни. Следовательно, чем более древняя иконография, тем она правильнее. Иконописная традиция находится в теснейшей связи с памятью; многие условности художественного языка иконы объясняются этими прототипами, первообразами.

Икона, это постоянное обращение к прошлому, к священной истории. Это причина отсутствия понятия авторства в средние века.
Художник иконописец – безличный, «прозрачный», он всего лишь посредник в сохранении памяти о ликах Христа, Марии, других героев библейской истории, а, с другой стороны – посредник в общении верующего с Богом. Надписи на иконах появляются лишь в 17 веке в результате усиливающихся западных влияний. Чем ближе икона к своему идеалу, тем она безличнее и совершеннее. Не должно быть никакой мысли о форме, так как бесконечное повторение приводит формы к совершенству.

В результате, уже к 9-10 в. в Византии формируются так называемые иконографические типы. Византийская иконография переходит с принятием христианства сначала в Болгарию, позднее в Сербию и Россию. Она лежит в основе искусства всего восточно-христианского мира. Хрестоматийный пример перенесения и внедрения византийского искусства на русскую почву – знаменитая икона Владимирской Божьей матери. От неё идёт целый ряд изображений того же типа «Богоматерь Умиление».

слева направо:Владимирская, Донская, Толгская, Корсунская Иконы Божией Матери.

В отличие от художественной практики Нового времени, нашедшей уже в эпоху Ренессанса свою формулировку как «картина – окно в мир», т.е. изображение фрагмента мира, с определённой точки зрения (отсюда – концепция прямой перспективы, закабалившей искусство живописи вплоть до первой трети 20 века) икона запечатляет всю вселенную. На иконе предметы изображаются со всех сторон, т.е. в том виде, в котором они существуют в памяти и во всех их ракурсах, нежели предметы, запечатлённые в момент их зрительного восприятия.
Иконописи присуща «обратная перспектива» – движение от глубины изображения к первому плану (в противовес прямой перспективе, в которой движение взгляда получает стремительную направленность в глубь). Также, строго канонизированы способ изображения обнажённого и задрапированного человеческого тела и символика цветов одежды Богоматери и святых. Данного святого легко можно узнать по его атрибутам (у мучеников это – предметы мученичества, с которыми они нашли свою смерть, у евангелистов – символические животные: символ Марка – лев, Луки –телец (бык), Матфея - ангел, Иоанна - орёл) и т.д.

Величайший расцвет русская изобразительность получает в 14-15 вв. В наше время иконы можно вязать спицами или крючком. Так как сейчас, вязание крючком это один из самых распространенных видов рукоделия.

Добавлено: 4 апреля 2012

Статьи раздела

Индивидуальный взгляд на антикварный рынок

Один из важнейших источников доходов в Великобритании - это отнюдь не банковские вклады, а гораздо более стабильная отрасль торговли антиквариатом. Тем более что английский рынок антиквариата зарекомендовал себя во всем мире как высокоорганизованная развивающаяся структура, которая существует с 1744 года.

Тайны бриллиантов от аукционного дома Кристи

Уже четвертый век аукционный дом Christie's ведет необыкновенно прибыльную торговлю предметами старины и искусства.

Русские осветительные приборы

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов художественно оформленных русских осветительных приборов датируются XII веком. Для этого времени наиболее характерны хоросы-паникадила, представляющие собой сложную конструкцию, смонтированную из шестидесяти трех отдельных частей.

Телевизоры прошлого века

В 30 - х годах прошлого столетия осуществилась мечта человека – видеть изображение на расстоянии. Появились первые подобия современных телевизоров. В настоящее время трудно представить дом без телевизора.

Мистерия звука

Не смотря на то, что первые гитары и другие музыкальные инструменты появились достаточно давно, первый музыкальный усилитель громкости звука был изобретён лишь в тридцатых годах прошлого столетия.

Уход за коллекциями серебряных монет и антикварного серебра

Антикварные вещи людей привлекают своей особенной аурой, которая хранит тайну прошедших веков. Никогда не угаснет интерес к антикварному серебру.

Коллекционирование – выгодный способ инвестирования

Как известно, на коллекционировании можно заработать двумя способами. Первый подразумевает, что изначально следует найти коллекционеров и пытаться продать то, что им нужно. Что касается второго, то тут придумана немного иная тактика.

Коллекционирование для изысканных

Как нам всем известно, из толковых словарей, термин коллекционирование обозначает собирание однородных интересующих предметов соответственно предусмотренной системе. Безусловно, все знают о таких видах коллекционирования, как нумизматика, фалеристика и д.

Коллекционирование икон

На протяжении всей жизни русский человек был связан с иконами. Под образами святых он рождался, женился. После смерти во время захоронения людям клали в гроб икону, чтобы душа усопшего обрела вечный покой.

Ювелирная коллекция Элизабет Тейлор считалась самой дорогой

Великая актриса, одна из самых прекрасных женщин планеты Элизабет Тейлор славилась своей страстью к украшениям. О её коллекции ювелирных изделий до сих пор ходят легенды, хотя не прошло и полугода, как состоялся аукцион по их продаже. Эксперты полагают, что на торги были выставлены далеко не все драгоценности актрисы.

 
 
© Sobirau.Ru