Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Маркетри в России и Европе

Маркетри (от французского marqueterie) – орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, как, например, сандал или эбеновое дерево (толщиной от 1 до 3 миллиметров), различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель). В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород. После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век. В XVIII веке прославленным мастером инкрустации был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который делал также и маркетри из цветных пород дерева. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.


Шкаф. Конец XVII в. А.-Ш.Буль.
Франция, Париж.
Для украшения шкафа использованы инкрустация черепахой, медью и оловом, (впоследствии получившая название "техники Буль") и наборная работа по дереву, (так называемое "цветочная маркетри").
Маркетри и инкрустация созданы по рисунку самого А.-Ш.Буля, хранящемуся в Музее Декоративно-прикладного искусства в Париже.

Техника маркетри была более простой в исполнении, чем интарсия, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины. Расцвета техника маркетри достигла в Европе эпохи Возрождения, когда в ней выполняли перспективные виды улиц и площадей, сложные орнаменты, и даже целые картины на религиозные или бытовые сюжеты, с передачей объема и светотени. Деревянные пластины обжигали, подкрашивали, протравливали кислотами, добиваясь богатства цветовой палитры: для передачи деталей использовали гравировку. Эскизы для таких наборных панно выполняли знаменитые художники, такие, например, как Боттичелли.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства. Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп. К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

По материалам книги Ю.В. Фомина «Русское наборное дерево XVIII века» (М., 1989).


Источник и авторство: Источник: Альманах "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Ювелиры Российской империи

Во второй половине XIX века произошел расцвет искусства в России. Одним из приоритетных направлений в искусстве этого периода был ювелирный. Следует отметить, что ювелирное дело пережило насыщенную тысячелетнюю историю.

Когда серебро дороже золота

Согласно исследований учёных-археологов, первые украшения из серебра появились ещё в седьмом столетии до нашей эры, и на протяжении вот уже более чем двух с половиной тысячелетий, человечество не один десяток, раз меняло отношение к этому благородному металлу.

Уход за коллекциями серебряных монет и антикварного серебра

Антикварные вещи людей привлекают своей особенной аурой, которая хранит тайну прошедших веков. Никогда не угаснет интерес к антикварному серебру.

Экс-императрица Жозефина де Богарне и ее коллекция

Жозефина де Богарне - светская львица, мать, вдова, каких Париж знавал немало. Её имя так и осталось бы безвестным в истории, если не одна встреча, изменившая всю ее жизнь. Случилось это на одном из светских раутов.

Женское пристрастие к ювелирным украшениям

Уже в двадцатом веке начали использовать такой термин, как «ювелирные украшения», которое обозначает декоративные поделки из камней недрагоценного характера. При этом они гармонично сочетали в себе серебро и другие привлекательные недорогие металлы.

История мебели

Еще с первобытных времен человек пытался обустроить свое существование. В качестве крыши над головой он использовал пещеру, чтобы не замерзнуть – укутывался в шкуры животных, а для создания в своем жилище уюта и комфорта изобретал предметы интерьера.

Как продать коллекционную вещь и не быть обманутым

Большинству коллекционеров рано или поздно приходится сталкиваться с такой проблемой, как правильно обменять или продать свой экспонат и при этом не остаться обманутым.

Что коллекционировали в Советском Союзе

Времена СССР уже давно стали частью истории. Нынешняя молодежь обычно считает, что тогда люди умирали от скуки без компьютеров и мобильных телефонов. Но это вовсе не так.

Особенности коллекционирования спортивных карточек

Не так давно, у российских фанатов футбола, появилась возможность коллекционировать футбольные карточки. Этот вид коллекционирования существует во всем мире уже более ста лет, в нашей стране это пока новинка.

Тонкости коллекционирования винтажных часов

На сегодняшний день покупатели уж очень «разбалованы» многообразием выборы в сфере «часового» рынка. Абсолютно каждый может выбрать часы, которые пришлись бы ему по душе и карману.

 
 
© Sobirau.Ru