Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Маркетри в России и Европе

Маркетри (от французского marqueterie) – орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, как, например, сандал или эбеновое дерево (толщиной от 1 до 3 миллиметров), различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель). В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород. После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век. В XVIII веке прославленным мастером инкрустации был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который делал также и маркетри из цветных пород дерева. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.


Шкаф. Конец XVII в. А.-Ш.Буль.
Франция, Париж.
Для украшения шкафа использованы инкрустация черепахой, медью и оловом, (впоследствии получившая название "техники Буль") и наборная работа по дереву, (так называемое "цветочная маркетри").
Маркетри и инкрустация созданы по рисунку самого А.-Ш.Буля, хранящемуся в Музее Декоративно-прикладного искусства в Париже.

Техника маркетри была более простой в исполнении, чем интарсия, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины. Расцвета техника маркетри достигла в Европе эпохи Возрождения, когда в ней выполняли перспективные виды улиц и площадей, сложные орнаменты, и даже целые картины на религиозные или бытовые сюжеты, с передачей объема и светотени. Деревянные пластины обжигали, подкрашивали, протравливали кислотами, добиваясь богатства цветовой палитры: для передачи деталей использовали гравировку. Эскизы для таких наборных панно выполняли знаменитые художники, такие, например, как Боттичелли.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства. Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп. К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

По материалам книги Ю.В. Фомина «Русское наборное дерево XVIII века» (М., 1989).


Источник и авторство: Источник: Альманах "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Антиквар: человек, торгующий стариной

Как же выглядит тот, кто хранит историю? Одни представляют его в образе статного мужчины, одетого в стильный дорогой костюм и носящего монокль, другие же скажут, что антиквар – это пожилой, видавший виды человек, с первого взгляда вызывающий ощущение того, что со своим товаром они одногодки.

Шатлены. История их появления

В конце XVII века словом шатлен (франц.) называли специальную, металлическую цепочку. Один конец ее был закреплен на одежде джентльменов, а второй – соединял между собой связки ключей и различных канцелярских предметов.

Об аристократах и фарфоре

Фарфор стал известен в мире только благодаря великолепным мастерам из древнего Китая, которые более четырехсот лет хранили тайну изготовления этого изысканного материала. Фарфоровые чашки, сувениры, сервизы, тарелки, реликвии и тому подобные предметы собрали вокруг себя не только любителей испить чай из великолепной посуды, но и целые королевские династии.

Коллекционирование пивной атрибутики

Практически каждый человек на земном шаре, хоть раз в своей жизни пробовал пиво, и, надо признаться, каждый третий из тех, кто его пробовал, остался довольным этим изысканным напитком, причем, независимо от сферы деятельности человека, будь то инженер, программист, врач или коллекционер.

История мебели

Еще с первобытных времен человек пытался обустроить свое существование. В качестве крыши над головой он использовал пещеру, чтобы не замерзнуть – укутывался в шкуры животных, а для создания в своем жилище уюта и комфорта изобретал предметы интерьера.

Коллекционирование футболок

Многие занимаются коллекционированием. Кто-то собирает модели кораблей, кто-то - программки с матчей. Но самым необычным считается коллекционирование футболок. Интересна история создания хлопкового изделия.

Сим-карты в коллекции

С появлением мобильных телефонов, у коллекционеров всего мира появилось достаточно огромная сфера их непосредственной деятельности. Так кто-то стал собирать мобильные телефоны, а кто-то сим-карты, и об этом сегодня и пойдет рассказ в данной статье.

Матрасы и их рекорды

Даже среди таких спальных приспособлений как матрас, имеются настоящие рекордсмены – по длине высоте, стоимости и так далее, а более подробно о таких рекордах вы узнаете из нашей сегодняшней статьи.

Коллекционирование – увлечение на всю жизнь

Коллекционеры во всем мире известны, как люди увлекающиеся, настойчивые в своих поисках. Многие способны ради пополнения своей коллекции посетить другие страны, чтобы потом с любовью и гордостью продемонстрировать коллегам редкий экспонат.

Почём нынче рукописи Вашего величества?

Коллекционеры Парижа сейчас живут ожиданием предстоящих торгов. 10 июня на аукционе будет выставлено письмо Наполеона Бонапарта, написанное им на английском языке, когда император находился в изгнании на острове Святой Елены.

 
 
© Sobirau.Ru