Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Маркетри в России и Европе

Маркетри (от французского marqueterie) – орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, как, например, сандал или эбеновое дерево (толщиной от 1 до 3 миллиметров), различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель). В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород. После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век. В XVIII веке прославленным мастером инкрустации был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который делал также и маркетри из цветных пород дерева. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.


Шкаф. Конец XVII в. А.-Ш.Буль.
Франция, Париж.
Для украшения шкафа использованы инкрустация черепахой, медью и оловом, (впоследствии получившая название "техники Буль") и наборная работа по дереву, (так называемое "цветочная маркетри").
Маркетри и инкрустация созданы по рисунку самого А.-Ш.Буля, хранящемуся в Музее Декоративно-прикладного искусства в Париже.

Техника маркетри была более простой в исполнении, чем интарсия, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины. Расцвета техника маркетри достигла в Европе эпохи Возрождения, когда в ней выполняли перспективные виды улиц и площадей, сложные орнаменты, и даже целые картины на религиозные или бытовые сюжеты, с передачей объема и светотени. Деревянные пластины обжигали, подкрашивали, протравливали кислотами, добиваясь богатства цветовой палитры: для передачи деталей использовали гравировку. Эскизы для таких наборных панно выполняли знаменитые художники, такие, например, как Боттичелли.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства. Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп. К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

По материалам книги Ю.В. Фомина «Русское наборное дерево XVIII века» (М., 1989).


Источник и авторство: Источник: Альманах "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

История детской железной дороги

Как известно, игрушки всегда являлись копиями чего-то настоящего, того, что по тем или иным причинам притягивало внимание детей. Современного ребёнка вряд ли удивишь игрушечным автомобилем и мягкой игрушкой, так как это интересно именно из-за внешней их формы, цвета, фасона и тому подобных характеристик.

Ювелиры Российской империи

Во второй половине XIX века произошел расцвет искусства в России. Одним из приоритетных направлений в искусстве этого периода был ювелирный. Следует отметить, что ювелирное дело пережило насыщенную тысячелетнюю историю.

Прогулочные велосипеды и их история

Велосипед – прекрасное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека, а это активный отдых и польза для здоровья. Однако перед тем как купить велосипед, мало кто задумывается над тем, как появился первый из них, и что он собой представлял.

Антикварное столовое серебро

Антикварные вещи постоянно интересуют людей, и не только тех, которые увлекаются коллекционированием старинных предметов, поскольку у них своя, особенная аура, хранящая тайны минувших веков. Всегда в цене и востребовано антикварное серебро.

От камеры-обскура до фотоаппарата

Фототехника окружает нас практически повсеместно: на современных дорогах оборудованных устройства для контроля скорости и нарушителей, в мобильных телефонах, даже казалось самых старых моделях, уже были установлены фотокамеры, да и, наконец, само устройство, которое и предназначено для создания фотографий – фотоаппарат.

Спортивные коллекции

Почему то, когда речь идет о коллекционных карточках, то всем сразу же в голову приходит мысль о бейсбольных карточках, ведь бейсбол не является одной из самых популярных в мире спортивных игр, точнее она является, но не входит даже в их пятерку.

Рай для коллекционера

Отдых для любителя мирового искусства, а также для различного рода коллекционеров, в такой стране как Доминиканская Республика может быть не только долгожданным и насыщенным, но и чересчур полезным, как для развития их собственного интереса, так и для возможного приобретения в стране различного рода редкостей и ценностей.

В свое время и современные квадроциклы станут раритетом…

Конец XIX – начало ХХ веков заложил азы автомобилестроения. Эти несколько десятков лет можно считать отправной точной нового вида коллекционирования. Не секрет, что цена даже самого простого автомобиля или мотоцикла была порой просто фантастической.

Коллекции кукол

На сегодняшний день игрушки для девочек бывают самыми разнообразными, но в первую очередь это куклы, игрушечные детские коляски, кроватки для кукол, или что-то более связанное с техникой – игрушечная швейная машинка, кухня со всеми прилагающимися аксессуарами и т.д.

Подсвечники Скультуны

Антиквары и коллекционеры всего мира просто не могут пройти мимо, не засмотревшись на красоту торшеров, подсвечников и канделябров, изготовленных в лучших традициях 16-18 веков. Все они отличаются гармоничным сочетанием разнообразных элементов, блестящим металлом, элементами золотого сечения, описанного ещё самим Леонардо да Винчи.

 
 
© Sobirau.Ru