Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Маркетри в России и Европе

Маркетри (от французского marqueterie) – орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, как, например, сандал или эбеновое дерево (толщиной от 1 до 3 миллиметров), различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель). В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород. После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век. В XVIII веке прославленным мастером инкрустации был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который делал также и маркетри из цветных пород дерева. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.


Шкаф. Конец XVII в. А.-Ш.Буль.
Франция, Париж.
Для украшения шкафа использованы инкрустация черепахой, медью и оловом, (впоследствии получившая название "техники Буль") и наборная работа по дереву, (так называемое "цветочная маркетри").
Маркетри и инкрустация созданы по рисунку самого А.-Ш.Буля, хранящемуся в Музее Декоративно-прикладного искусства в Париже.

Техника маркетри была более простой в исполнении, чем интарсия, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины. Расцвета техника маркетри достигла в Европе эпохи Возрождения, когда в ней выполняли перспективные виды улиц и площадей, сложные орнаменты, и даже целые картины на религиозные или бытовые сюжеты, с передачей объема и светотени. Деревянные пластины обжигали, подкрашивали, протравливали кислотами, добиваясь богатства цветовой палитры: для передачи деталей использовали гравировку. Эскизы для таких наборных панно выполняли знаменитые художники, такие, например, как Боттичелли.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства. Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп. К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

По материалам книги Ю.В. Фомина «Русское наборное дерево XVIII века» (М., 1989).


Источник и авторство: Источник: Альманах "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Сим-карты в коллекции

С появлением мобильных телефонов, у коллекционеров всего мира появилось достаточно огромная сфера их непосредственной деятельности. Так кто-то стал собирать мобильные телефоны, а кто-то сим-карты, и об этом сегодня и пойдет рассказ в данной статье.

Тайны прошлого в настоящем

Те, кто часто приобретает недвижимость за границей, не в больших и крупных городах, а в глубинке, взять например ту же Германию, Швецию или Италию, где достаточно много людей продают свою недвижимость за чертами городов, чтобы перебраться поближе к крупным городским центрам, могут заметить, что после предыдущих хозяев остается куча всякого барахла, среди которого не редко удается отыскать поистине уникальные экспонаты.

Не пиво, но рядом

Коллекционирование пивных атрибутов – самое массовое явление коллекционирования в мире. Узнайте, что пиво может вам дать в плане коллекционирования.

Искусство реставрации раритетной мебели

Бывают такие ситуации, когда старая мебель настолько наскучила, что уже не радует ни нас, ни гостей, но избавиться от нее или же просто отдать кому-либо не поднимается рука.

О создании интернет-аукциона

Разработка Интернет-аукциона это не простая задача, так как необходимо, во-первых, продумать все мельчайшие детали, начиная от того, для каких конкретных целей создается данный аукцион, например, только для покупки и продажи монет, или же он затронет все области искусства и коллекционирования.

Гладиаторское оружие и одежда

Ни для кого не является секретом то, что оружие и доспехи всегда пользовались огромной популярностью среди коллекционеров из различных стран. Однако, если в Европе наиболее популярным считается рыцарское обмундирование, то в Соединенных Штатах Америки наиболее популярным считается гладиаторское обмундирование – различного рода оружие, одежда, щиты и так далее

Известные памятники архитектуры

К самым известным архитектурным сооружениям мира вызывается особый интерес со стороны туристов любой страны. Однако среди всех стран хочется отметить Италию, так архитектурный стиль здесь представляет собой смесь нескольких культур за все время.

Страсть к коллекционированию

Каждый человек в своей жизни хоть немного, хотя бы единожды, но пытался собирать коллекцию чего-то привлекательного, интересного именно ему. Кто-то собирал модели машинок, кто-то фантиков от жвачек, кто-то коллекцию журналов или фигурок слонов.

Антиквариат XVIII века: настоящие произведения искусства

Антиквариат XVIII века отличного качества в галерее «Турандот Антик» ждет Вас. Гордость наших коллекций – это живопись, мебель, осветительные приборы, часы и другие предметы интерьера. Коллекция постоянно пополняется достойными экспонатами.

Почему коллекционируют масштабные машинки?

«Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби…» – так написал французский писатель Фредерик Бегбедер в своем романе «99 франков». Психологи уже давно заметили, что процесс коллекционирования помогает для развития гармоничной личности, и считается нормой.

 
 
© Sobirau.Ru