Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Маркетри в России и Европе

Маркетри (от французского marqueterie) – орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, как, например, сандал или эбеновое дерево (толщиной от 1 до 3 миллиметров), различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель). В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород. После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век. В XVIII веке прославленным мастером инкрустации был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который делал также и маркетри из цветных пород дерева. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.


Шкаф. Конец XVII в. А.-Ш.Буль.
Франция, Париж.
Для украшения шкафа использованы инкрустация черепахой, медью и оловом, (впоследствии получившая название "техники Буль") и наборная работа по дереву, (так называемое "цветочная маркетри").
Маркетри и инкрустация созданы по рисунку самого А.-Ш.Буля, хранящемуся в Музее Декоративно-прикладного искусства в Париже.

Техника маркетри была более простой в исполнении, чем интарсия, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины. Расцвета техника маркетри достигла в Европе эпохи Возрождения, когда в ней выполняли перспективные виды улиц и площадей, сложные орнаменты, и даже целые картины на религиозные или бытовые сюжеты, с передачей объема и светотени. Деревянные пластины обжигали, подкрашивали, протравливали кислотами, добиваясь богатства цветовой палитры: для передачи деталей использовали гравировку. Эскизы для таких наборных панно выполняли знаменитые художники, такие, например, как Боттичелли.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства. Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп. К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

По материалам книги Ю.В. Фомина «Русское наборное дерево XVIII века» (М., 1989).


Источник и авторство: Источник: Альманах "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Об аристократах и фарфоре

Фарфор стал известен в мире только благодаря великолепным мастерам из древнего Китая, которые более четырехсот лет хранили тайну изготовления этого изысканного материала. Фарфоровые чашки, сувениры, сервизы, тарелки, реликвии и тому подобные предметы собрали вокруг себя не только любителей испить чай из великолепной посуды, но и целые королевские династии.

Резьба по дереву в мире коллекционера

Сегодня одной из достаточно популярных сфер коллекционирования является художественная резьба по дереву, которая известна с давних времен, и хотя увлечение ей сегодня гораздо менее выражено, чем лет двадцать назад, тем не менее, ей уделяется и достаточно большое внимание и сейчас.

Сайт коллекционера

После того, как коллекционер собирал по его мнению достаточно большую коллекцию, но у него есть достаточно много повторяющихся экземпляров его коллекции, но в то же время в ней не хватает каких-либо редких экспонатов, он, как правило решает создать свой сайт.

Русский флот на фарфоре императора

Его уникальность позволила не только определить имя владельца и год создания, но и увидеть, как стремление к национальному своеобразию в искусстве проявилось в сугубо утилитарном предмете.

История возникновения граммофона

Окунемся немного вглубь истории. Впервые устройство, записывающее звук, было собрано в 1857 году. Принцип фоноавтографа элементарен: игла, которой передавались вибрации звуковой диафрагмы, писала кривую на вращавшемся цилиндре, покрытого сажей.

Антикварное столовое серебро

Антикварные вещи постоянно интересуют людей, и не только тех, которые увлекаются коллекционированием старинных предметов, поскольку у них своя, особенная аура, хранящая тайны минувших веков. Всегда в цене и востребовано антикварное серебро.

Королева-коллекционер

Наверняка многим известно то, что королева Великобритании Елизавета IIявляется не только монархом уже несколько десятков лет, но еще и чуть ли не каждый день занимается различного рода благотворительными акциями, поскольку под ее покровительством находится боле шестисот самых различных организаций и фондов.

История телевизора

Кто бы мог подумать, что идея передачи изображения на большие расстояния существовала уже достаточно долгое время. Вспомните сами, как во многих сказках смотря в зеркало или блюдечко, персонажи могли получать изображения с разных концов царства.

Канделябры 19 века

До того, как американский учёный и изобретатель Томас Эдисон изобрёл первую электрическую лампу, освещение в дворцах производилось при помощи свечных люстр и канделябров, в которых находились зажжённые свечи.

Коллекционирование компьютерных игр

Люди часто, чтобы отвлечься от трудовых будней заводят себе хобби. Которые помогают им украсить их рутинные будни. Хобби бывают различных типов досуга. Часто люди выбирают активные виды времяпровождения.

 
 
© Sobirau.Ru