Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Начало фарфорового производства в России

Еще 300 лет назад Европа и не представляла, из чего делается фарфор – китайцы старательно оберегали тайну его изготовления. Фарфору приписывались магические свойства, как, например, способность изменять цвет, если положенная в фарфоровую посуду пища или налитая в фарфоровый сосуд жидкость отравлена. Может быть, в этом и заключалась причина появления первых образцов китайской фарфоровой посуды при дворах европейских монархов и на территории Московского кремля еще в XIII – XIV вв. Редкость и дороговизна фарфора привели к тому, что он ценился на вес золота – его даже называли «белым золотом». Изделия из него дарили коронованным особам, ими украшали парадные залы, если они разбивались – кусочки битого фарфора оправляли в золото или серебро и носили на цепочках, как украшения.

Шандалы парные. 1750-е гг.

В начале XVIII века в Саксонии немецкий химик Иоанн Беттгер вместе с физиком и математиком Вальтером Чирнгаузом после многочисленных экспериментов открыли секрет фарфоровой массы и изобрели европейский фарфор.
Они работали в недоступном и строго охраняемом замке Альбрехтсбург в Мейсене – там и была в 1710 году основана первая в Европе Порцелиновая (Фарфоровая) мануфактура.

Безусловно, это не могло пройти мимо внимания Петра I, обустраивавшего Россию по западному образцу. Он постоянно выписывал из-за границы фарфоровую и фаянсовую посуду как для обихода, так и для украшения интерьера.

Екатерина I тоже любила фарфор, а царской семье подражала вся европейски ориентированная русская знать. В свои неоднократные посещения европейских государств Петр интересовался производством фарфора и пытался наладить производство у себя, в России, однако, безуспешно.



Фигуры из серии «Негры». 1760-е гг.

Идея Петра о создании в России собственной Порцелиновой мануфактуры осуществилась через два десятилетия, в период правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Этот период в развитии русского фарфорового дела связан с именем русского мастера Дмитрия Виноградова.

Почему же создание собственного фарфорового производства было так важно для России в это время?
В середине и второй половине XVIII века активно развивающаяся экономика России и ее военные успехи способствовали росту международного авторитета страны.

Возникла потребность в таких формах искусства, которые создадут возвеличивающие импозантные образы, утверждающие и прославляющие государственное правление. Это в первую очередь отразилось на архитектуре – в это время в России творит Растрелли, строя Зимний дворец и другие известные сооружения. Россия выдвигалась в ряд авторитетных держав мира и все, к чему стремилась Европа, становилось предметом заинтересованного внимания представителей высшего сословия.

Шахматные фигурки. 1760-е гг.

Фарфор уже в начале XVIII века стал обязательной принадлежностью каждого царского двора, претендовавшего прослыть блестящим.
На европейском рынке фарфор котировался как редкий предмет роскоши, как дорогой товар, которым выгодно было торговать, и многие европейские государи стремились стать обладателями производства фарфора – не только модного, но и весьма доходного материала.

Однако, коммерческая выгода не являлась причиной, по которой в России заводили фарфоровое дело. В сохранившихся архивных документах нет данных, которые бы говорили об ожидаемых прибылях, напротив, организация нового дела сразу же была определена в ведомство Кабинета Ее Величества, который занимался сугубо бездоходными предприятиями, требующими субсидий.

Следует учитывать также и то, что организация фарфорового производства оценивалась передовыми людьми, как государственное культурное дело, как открытие новой области русского искусства, имеющей большие перспективы. Иначе это дело не могло бы стать предметом внимания и участия крупнейших деятелей культуры того времени – М. Ломоносова, Д. Виноградова, основателя петербургской Академии художеств И. Шувалова. Тенденции декоративности, присущие русскому искусству середины XVIII века могли найти в фарфоре свое новое воплощение. Фарфор – материал, способный воспроизводить сложные композиции, изогнутые узорные линии, тонкие детали, способный давать живописный и декоративный эффекты. Было задумано на первое изделие нанести надписи: «Первое в России из земли российской» и «Или не имать власть скудельник набрении?» (то есть «Разве не властен гончар над глиною?»).

Произведения императорского фарфорового завода раннего периода принято называть виноградовскими – это вполне справедливо, так как изобретение самого материала, организация производства во всех малейших деталях и работа над изготовлением каждой вещи – дело рук Дмитрия Виноградова. Для истории русской керамики значение этого фарфора первостепенно – в это время были заложены основы традиций, которые определили своеобразие искусства русского фарфора.

Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Дореволюционный Санкт-Петербург, сохраненный Онуфрием Иодко

Совсем недавно в руки коллекционеров попала уникальная планкарта Санкт-Петербурга дореволюционной эпохи. Она была составлена, отпечатана и издана в 1911 году государственным издательством Российской Империи под названием «Маяк».

Дизель генераторы на службе Вермахта

Вы можете представить современный поход без качественного и мощного генератора? Скорее всего, нет. Без электроэнергии порой очень тяжело обойтись, ведь нет возможности ни освещать место стоянки, ни заряжать мобильные телефоны, ни пользоваться даже самыми простыми электроприборами.

Современное тенденции коллекционирования

На сегодняшний день коллекционирование основывается не только на создании больших и в основном материально-ценных предметов, а также реликвий и предметов антиквариата, но и на достаточно необычном коллекционировании.

Качественные копии швейцарских часов – символ успеха на запястье!

Сегодня они продолжают удерживать свои высокие позиции на мировом рынке производства часов. Кроме надежности, точности и элегантности оригинальным швейцарским часам присуща еще и очень высокая цена.

Античные китайские вазы

Китайские антикварные вазы всегда пользовались большой популярностью среди коллекционеров всего мира, и причин у этого очень много. Во-первых, такие антикварные вазы действительно уникальны, так как не имеют себе аналогов ни по расцветке, ни по технологии создания.

Коллекция гитар

Музыкальные инструменты всегда привлекали людей, ведь как выразился кто-то из античных философов – музыка, это ни что иное, как душа без тела. Каждый, кто умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте, в принципе независимо от того, какой именно это инструмент, испытывает к инструментам этого рода большое притяжение, которое нередко перерастает в коллекционирование.

Коллекционирование для изысканных

Как нам всем известно, из толковых словарей, термин коллекционирование обозначает собирание однородных интересующих предметов соответственно предусмотренной системе. Безусловно, все знают о таких видах коллекционирования, как нумизматика, фалеристика и д.

Древняя крепость хранит много секретов

В древние времена территорию Карачаево-Черкессии населяли разные народы: скифы, булгары, хазары, сарматы, кипчики и аланы. Именно здесь пролегал "шелковый путь", по которому свои товары провозили европейцы в Поднебесную.

История мебели

Еще с первобытных времен человек пытался обустроить свое существование. В качестве крыши над головой он использовал пещеру, чтобы не замерзнуть – укутывался в шкуры животных, а для создания в своем жилище уюта и комфорта изобретал предметы интерьера.

История русского наперстка

История русского наперстка также загадочна, как и пресловутая русская душа: она есть, и ее нет, может это просто красивый миф, которым мы прикрываем довольно неприглядную действительность?

 
 
© Sobirau.Ru