Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Особенности развития русского золотого и серебряного дела в XIX - начале XX века

В XIX веке в руском золотом и серебряном деле происходит ряд изменений, как в техническом отношении, что напрямую связано с научно-техническим прогрессом, так и в области художественных приемов и стилистических особенностей, находящихся в прямой зависимости от часто меняющихся на протяжении этого столетия художественных вкусов.


Самовар. Петербург. 1801 г. Мастера Г. Унгер и И. Эккерт.

Во-первых, XIX век вносит механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которые в основном сводятся к упрощению, ускорению и удешевлению производства. При этом значительно изменяется облик золотых и серебрянных изделий.

Вместо кованного от руки серебра, характеризующегося мягким, переливчатым блеском, который придают его слегка неровной поверхности следы многочисленных ударов, в употребление входит гладкое серебро, полученное механическим путем и отполированное до зеркального блеска.

Трудоемкая чеканка, в результате которой каждая деталь орнамента, каждый листок или завиток индивидуален и неповторим, начинает вытесняться механической штамповкой.

Прокаткой или вальцовкой, при которой полоса металла проходит между двумя валиками, вращающимися в противоположных направлениях, быстро выполняются длинные полосы мелкого рельефного орнамента с повторяющимся раппортом. Такие полосы напаиваются на верхнюю часть стаканов, кружек, подносов, сухарниц и др. сосудов.

Во-вторых, изменения происходят и в составе используемого для изделий золота и серебра, из-за чего изменяется и их внешний вид. Мягкий колорит золоченого «через огонь» серебра, дававший прекрасное цветовое сочетание с серебром не покрытых позолотой частей, сменяется более ярким и красноватым тоном, полученным в результате добавления в золото значительного количества меди. Такая позолота плохо гармонирует с оттенком серебра, поэтому лучшие изделия в XIX веке делают целиком серебрянными, а если золотят – то только с внутренней стороны. После 1840 года вместо золочения «через огонь» при помощи ртутной амальгамы стил применять золочение гальваническим способом. Вместо чередования серебрянных и позолоченных деталей, часто встречающегося в изделиях древнерусских мастеров, одним из главных декоративных приемов становится чередование матовых и блестящих полированных частей предмета.

В-третьих, в XIX веке происходят изменения не только в технике изготовления изделий из драгоценных металлов, и в их формах, силуэтах, орнаментации – сам ассортимент изделий тоже становится иным. С развитием керамической промышленности отпадает надобность в значительной части парадной питьевой и столовой посуды. На первый план выдвигаются предметы, служащие не утилитарным, а декоративным целям. Из золота и серебра изготовляются вазы для фруктов, канделябры, подсвечники, письменные и туалетные приборы, а во второй половине XIX века получает развитие камерная серебрянная скульптура малых форм.

Еще во второй половине XVIII века в ювелирном искусстве Москвы и Петербурга появляются черты русского классицизма. Архитектурные мотивы, руины, античные герои и проч. украшали предметы из золота и серебра, создававшиеся отечественными мастерами. В первой трети XIX века русский классицизм продолжает свое развитие. Идеалы и образцы античности находят отражение во всех видах изобразительного искусства, хотя развитие золотого и серебрянного дела несколько запаздывает.


Серебряный кофейник. Петербург, 1857 г. Мастер И. Миллис.

Однако в конце XVIII – начале XIX века уже повсеместно на смену капризным формам утвари и украшений, соответстовавшим стилю рококо приходят классицистически строгие и четкие формы, приближающиеся к прямоугольнику, овалу, кругу, шару, цилиндру.

Густая причудливая орнаментация уступает место холодному блеску ровной поверхности, иногда украшенной барельефами, выполненными в технике механической штамповки изредка – чеканкой, или полосами вальцованного орнамента, опоясывающими отдельные части предметов. Обильно используются архитектурные мотивы и антикизированные скульптурные детали.

Ножки для ваз, чаш, корзин для фруктов и проч. выполняются в виде женских фигур в античных одеждах или в виде колонн с каннелюрами. Разные части изделий украшаются гирляндами, кистями, литыми львиными, бараньими или козлиными головами, фигурами амуров, кариатид, оленей, лебедей, грифонов, сфинксов и др.

В 1820-30-е гг. петербургские и московские мастера делали гладкие сосуды с накладными барельефными штампованными изображениями и полосами вальцованного орнамента. Хороводы женских танцующих фигур в античных одеждах, амуры, колесницы украшали сосуды. Ручки кружек с фигурками грифонов и дельфинов или в виде переплетающихся завитков спаиваются из двух штампованных половинок. Крышки сосудов увенчиваются головой в античном шлеме или венком. Кроме того, московские мастера делают гладкие однотипные серебряные стаканы и кружки с накладными штампованными барельефными изображениями и полосами вальцованного орнамента. В начале 1840-х гг. наряду с античными персонажами и сценами на этих кружках и стаканах в медальонах, обрамленных листьями, раковинами и проч. помещают портреты членов императорской семьи.

Начиная с конца 30-х гг. XIX века в ювелирном искусстве, как и в других видах декоративно-прикладного искусства, господствуют сменяющие друг друга или сосуществующие одновременно «исторические» стили, воспроизводящие стили минувших эпох. В золотом и серебряном деле это выражается, в первую очередь, в возврате к формам и орнаментам рококо, а также к поиску «русского» стиля, путем подражания изделиям древнерусских мастеров. Такие обращения к золотому и серебряному делу древней Руси, московскому златоделию XVI-XVII вв. и к петербургскому и московскому ювелирному искусству XVIII века способствовали развитию особенного интереса к таким, любимым в те времена техникам, как эмаль, чернь и скань. Кроме того, изделия в «русском» стиле способствовали обращению в изделиях из золота и серебра к сюжетам из крестьянской жизни, которые становятся особенно популярными начиная с 60-х гг. XIX века.


Серебряная чеканная кружка. Москва, 1873 г. Фирма Хлебникова.

Со второй половины XIX века в золотых и серебряных изделиях петербургских мастеров появляются изображения крестьян за работой, крестьянских детей и др. «народных» сюжетов в русском стиле. Подобные скульптурые группы были самостоятельными или служили в качестве подставок для изделий из стекла и камня.

Мастерство чеканки и литья в XIX веке проявилось особенно ярко в серебряной декоративной скульптуре и в изделиях, поверхность и форма которых подражают фактуре изделий из других материалов – кожи, дерева, камня и проч.

Стиль «модерн» в русском ювелирном искусстве выразился в обостренном интересе к очертаниям предметов, которым придавалось сходство с разнообразными растительными формами; для декора этих форм использовался также «растительный» орнамент.

Кроме особого интереса к разработке формы и декора в их органическом единстве, стиль «модерн» привнес в русское золотое и серебряное дело свой круг сюжетов – в изделиях и скульптуре из драгоценных металлов этого времени появляются русалки, аллегорические изображения чувств, стихий и проч.

Основные центры русского ювелирного искусства в XIX - начале XX века – Москва и Петербург, хотя оно продолжает развиваться и в других центрах, славившихся своими изделиями еще в XV-XVII вв. Искусство черни в XIX веке наиболее активно развивалось в Великом Устюге и в Москве, а в Петербурге широкого развития оно не получило. В начале XIX века эмальерное искусство, столь популярное в XVIII веке, пребывает в состоянии некоторого застоя, однако, начинает совершенствоваться со второй половины столетия. Скань и зернь у московских и петербургских мастеров XIX века играют важную роль в декоре изделий «русского» стиля и стиля «модерн».

Стиль «модерн» был принят не всеми петербургскими ювелирами – среди изделий из золота и серебра встречаются отдельные предметы в этом стиле, главным образом, статуэтки или предметы с изысканным силуэтом, например, чарка мастера Брагина с фигуркой обнаженной девушки на дельфине.


Ажурное яйцо. Петербург, 1902 г. Фирма К. Фаберже. Мастер М. Перхин.

Во второй половине XIX - начале XX века всемирную известность русским ювелирным изделиям принесло петербургское отделение фирмы Фаберже.

Предки Фаберже в XVII веке переселились из Франции в Эстонию, а в начале XIX века Густав Фаберже переехал в Петербург, где в 1842 году открыл ювелирную мастерскую. Его старший сын Петр Карл получил художественное образование за границей, и, вернувшись в Петербург, возглавил мастерскую отца, которая к этому времени превратилась в большое предприятие. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин, Август Холмин работали на фирму Фаберже.

Мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Фирма также славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения.



Источник и авторство: Источник: "Русскiй Антикварiатъ" Автор: А. Петракова
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Чайные приборы для ценителей антиквариата

18 век в развитии антиквариата сыграл огромную роль, ведь именно в этот период создавались первые образцы чайной посуды, а также обеденной. Случилось это от того, что в 17 веке из Китая завезли чай. Вскоре появилась потребность в создании чайной посуды.

Ювелирные изделия фирмы Фаберже

Основателем производства, прославившего Россию на весь мир во второй половине XIX – начале XX века, был Густав Фаберже, который в 1842 году на Большой Морской улице в Петербурге открыл ювелирную фирму.

Музеи моды

Наверняка каждый человек знает, что Франция на сегодняшний день является законодателем моды и именно оттуда приходит практически вся модная одежда от ведущих мировых модельеров и производителей.

От камеры-обскура до фотоаппарата

Фототехника окружает нас практически повсеместно: на современных дорогах оборудованных устройства для контроля скорости и нарушителей, в мобильных телефонах, даже казалось самых старых моделях, уже были установлены фотокамеры, да и, наконец, само устройство, которое и предназначено для создания фотографий – фотоаппарат.

Известные памятники архитектуры

К самым известным архитектурным сооружениям мира вызывается особый интерес со стороны туристов любой страны. Однако среди всех стран хочется отметить Италию, так архитектурный стиль здесь представляет собой смесь нескольких культур за все время.

Изобретение микрофона

Изобретение такого устройства как микрофон существенно улучшила нашу жизнь. Представьте себе, что если бы не было микрофона то, во-первых, нам пришлось отказаться от многих современных устройств, например таких как телефон, запись различного звука.

Выбираем жаровой самовар

Жаровые самовары созданы для тех, кто умеет получать настоящее удовольствие от чаепития и ценит насыщенный вкус напитка. Приготовление чая в таком самоваре – процесс неспешный, требующий сноровки и аккуратности.

Филокартия – тоже диагноз

Филокартия, иначе говоря, коллекционирование карточек зародилось одновременно с развитием почтовых услуг. Кому-то пришла в голову здравая мысль изготовить несколько почтовых карточек для коротких посланий-пожеланий своим друзьям и знакомым с днем рождения, Новым годом, рождением ребенка и т.п.

Безопасность вашей коллекции

Любая коллекция должна быть защищена от любых внешних проблема. Узнайте, что может грозить вашей коллекции и как от этого уберечься.

История мебели

Еще с первобытных времен человек пытался обустроить свое существование. В качестве крыши над головой он использовал пещеру, чтобы не замерзнуть – укутывался в шкуры животных, а для создания в своем жилище уюта и комфорта изобретал предметы интерьера.

 
 
© Sobirau.Ru