Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Последний день Помпеи

Для сюжета картины «Последний день Помпеи» был выбран особый, неслыханный ранее в практике живописи классицизма. Вместо подвига одного героя, который совершает свой подвиг, окруженный восхищенными зрителями, Брюллов выбрал страшное бедствие, постигшее множество людей.

Извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 году н.э., стерло с лица земли два древних города – Геркуланум и Помпеи, но в памяти веков остался только один из них, и во многом именно благодаря картине художника Брюллова. В потоках лавы и под руинами домов, засыпанными пеплом, оказались погребены несколько тысяч жителей. Спустя столетия Помпеи были частично откопаны, и посетивший город-призрак художник решил воскресить черты минувшего.

…Вот городская окраина. На узкой, сжатой зданиями улице в страхе мечется толпа, но толпа не безумная: каждый стремится помочь ближнему, спасти его. Главного героя здесь нет и быть не может, ведь общая беда уравняла всех, а благородство души возвело в ранг героя каждого…

Таким, хотя и сильно идеализированным, в русской исторической живописи впервые появился народ. По сути, Брюллов лишь воплотил на холсте общие веяния, настроения общества той поры. Народ уже присутствовал в искусстве. Он стал героем бытовых картин Венецианова, литературных произведений Пушкина, да после «грозы 12-го года» о народе говорили все! И Брюллов возвел жанр исторической живописи до современного уровня знаний и представлений о прошлом. На то же направлена и кропотливая работа по восстановлению внешнего облика города и его жителей – позировали для картины итальянцы.

Романтические герои литературных и живописных произведений Байрона, Пушкина, Делакруа объединены с героями картины Брюллова схожестью трагической судьбы, хотя в последнем случае рок и неотвратимая гибель более ощутимы.

На первоначальных эскизах картины можно заметить фигуру мародера, который снимает драгоценности с погибшей женщины, но в итоговом варианте художник убрал ее. А на первом плане оказались несколько групп, и каждая олицетворяет собой великодушие. Явно отрицательные герои не должны были нарушить возвышенно-трагического строя картины, зло представлено лишь дикой, бессмысленной жестокостью природы.

Герои Брюллова – воплощение красоты, как физической, так и нравственной. И это красота роднит их с традиционной для классицизма героической идеализацией. Вместе с тем заметно и присущее романтизму стремление изображать исключительные натуры в исключительной ситуации.

Эстетика романтизма подвигла Брюллова найти идеальное начало персонажей не в героических деяниях, а в личных чувствах, присущих человеку. Потому на картине персонажи сгруппированы по семьям, внутри которых для любви, верности, великодушию и долгу всегда есть место. Для классицизма характерен иной принцип группирования второстепенных персонажей: они одинаково реагировали на подвиг. А вот в романтизме как раз нравственная ценность человеческих чувств является той силой, что способна противостоять любому злу.

Здесь и совершенно лишние в классицистической картине детали, как детские фигуры. И они не безгласные статисты на материнских руках, они – жертвы общей трагедии. И только один из них, самый младший, младенец, спокоен в привычных материнских объятиях и протягивает свои ручки к красивой птице… все другие дети в ужасе…

В позиционном центре картины - прижавшийся к уже мертвой матери златокудрый мальчик. Мать его в ярко-желтой столе с шарфом стала колористическим центром полотна. Именно эта группа – погибшая мать с живым ребенком, резко противопоставившая жизнь и смерть, раскрывает глубинный замысел Брюллова. Так изобразить центр картины ни один классицист себе бы не позволил.

Но Брюллов также постарался раздвинуть строгие рамки, показав действия не только на переднем плане, но и в глубине картины, в глубине улицы. И здесь его смелый замысел споткнулся о традиционные правила. Найдя новые изобразительные средства, художник словно испугался своего смелого шага и остановился. Вследствие чего появляется чувство, что он словно балансирует на грани, то делая рывок в сторону романтизма, то оглядываясь на уже устаревшие каноны классицизма. Так, при множестве героев переднего плана, сохранена фронтальность изображения и замкнутость композиции, деление ее на три плана в глубину, и групповое разнесение действующих лиц. Да и реакция людей на происходящее довольно однообразна, никакого индивидуально-психологического разнообразия. Динамика показана условно, с помощью поз и жестов.

Колористическое решение картины еще больше проявляет двойственные методы Брюллова. Современников поразило новаторство, выразившееся в сложнейшей передаче двойного освещения – трагедию Помпей освещают пламя вулкана и зловещая вспышка молнии. И это в то время, когда художники традиционно применяли в качестве освещения картин нейтральный рассеянный дневной свет. Действительно смелое решение.

Но еще большая дерзость замысла заключена в резкой контрастности этих источников света: испепеляющие горячие красные лучи извержения в глубине картины против космически холодных зеленовато-голубых на переднем плане. Это была почти невыполнимая задача, но Брюллов с присущей решительностью добивался ее воплощения. Различные яркие рефлексы – резкие контрасты света и тени, отблески молний смело «разбросаны» по лицам, телам и одеждам людей.

Успех «Последнего дня Помпеи» в художественных и общественных кругах России определился романтической идейностью и живописной смелостью. Брюллов отринул классицистическую специфику, отказавшись от отвлеченной романтической идеальности. Чрезвычайно одаренный как колорист, он поражал современников своей насыщенной и звучной живописью, очень активной в цвете. Яркая и декоративная, она стала настоящим откровением, особенно на фоне академичных, тусклых полотен других академистов-классицистов.

Добавлено: 12 мая 2011

Статьи раздела

Особенности покупки серебряных изделий в интернет магазине

Украшения – это одно из лучших творений человечества. Их начальное применение очень отличается от современного. Сначала это была защита от злых духов, магическая помощь в делах.

Музеи Кипра

Если вы являетесь приверженцем мирового искусства или увлекаетесь коллекционированием, то вам обязательно стоит посетить такое государство как Кипр, где вы узнаете и увидите массу увлекательных вещей.

О создании интернет-аукциона

Разработка Интернет-аукциона это не простая задача, так как необходимо, во-первых, продумать все мельчайшие детали, начиная от того, для каких конкретных целей создается данный аукцион, например, только для покупки и продажи монет, или же он затронет все области искусства и коллекционирования.

О бижутерии и фурнитуре для неё

Бижутерия всегда пользовалась большим спросом среди женщин, и это понятно, ведь практически каждая женщина хочет выглядеть прекрасно, но вместе с тем. Она хочет также, и отличаться от общей массы, быть более выразительной.

Чайные приборы для ценителей антиквариата

18 век в развитии антиквариата сыграл огромную роль, ведь именно в этот период создавались первые образцы чайной посуды, а также обеденной. Случилось это от того, что в 17 веке из Китая завезли чай. Вскоре появилась потребность в создании чайной посуды.

Чайный подстаканник – русский нюанс китайского чуда

Китайцы подарили миру чай и церемонию чаепития. Особенно оценили этот подарок русские, правда, наделив это действо особенностями национального менталитета.

Музеи моды

Наверняка каждый человек знает, что Франция на сегодняшний день является законодателем моды и именно оттуда приходит практически вся модная одежда от ведущих мировых модельеров и производителей.

Коллекционирование вещей

Коллекционировать можно не только обычные предметы, которые можно найти у любого коллекционера. Можно коллекционировать просто, обычные вещи, которые мы используем ежедневно.

Иконы в коллекции и школа рисунка и живописи

Иконопись появилась в мире давно. А коллекционирование икон возникло намного позже. Тем не менее, появившийся на просторах России в 19 веке интерес к этому виду искусства не утихает до сих пор.

Тайны антиквара Агафона Фаберже

Все знают знаменитого антиквара Агафона Фаберже, старшего сына известнейшего российского ювелира Карла Фаберже. С его именем связаны многие тайны и недомолвки. Куда пропала коллекция, собранная антикваром после Октябрьского переворота?

 
 
© Sobirau.Ru