Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Последний день Помпеи

Для сюжета картины «Последний день Помпеи» был выбран особый, неслыханный ранее в практике живописи классицизма. Вместо подвига одного героя, который совершает свой подвиг, окруженный восхищенными зрителями, Брюллов выбрал страшное бедствие, постигшее множество людей.

Извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 году н.э., стерло с лица земли два древних города – Геркуланум и Помпеи, но в памяти веков остался только один из них, и во многом именно благодаря картине художника Брюллова. В потоках лавы и под руинами домов, засыпанными пеплом, оказались погребены несколько тысяч жителей. Спустя столетия Помпеи были частично откопаны, и посетивший город-призрак художник решил воскресить черты минувшего.

…Вот городская окраина. На узкой, сжатой зданиями улице в страхе мечется толпа, но толпа не безумная: каждый стремится помочь ближнему, спасти его. Главного героя здесь нет и быть не может, ведь общая беда уравняла всех, а благородство души возвело в ранг героя каждого…

Таким, хотя и сильно идеализированным, в русской исторической живописи впервые появился народ. По сути, Брюллов лишь воплотил на холсте общие веяния, настроения общества той поры. Народ уже присутствовал в искусстве. Он стал героем бытовых картин Венецианова, литературных произведений Пушкина, да после «грозы 12-го года» о народе говорили все! И Брюллов возвел жанр исторической живописи до современного уровня знаний и представлений о прошлом. На то же направлена и кропотливая работа по восстановлению внешнего облика города и его жителей – позировали для картины итальянцы.

Романтические герои литературных и живописных произведений Байрона, Пушкина, Делакруа объединены с героями картины Брюллова схожестью трагической судьбы, хотя в последнем случае рок и неотвратимая гибель более ощутимы.

На первоначальных эскизах картины можно заметить фигуру мародера, который снимает драгоценности с погибшей женщины, но в итоговом варианте художник убрал ее. А на первом плане оказались несколько групп, и каждая олицетворяет собой великодушие. Явно отрицательные герои не должны были нарушить возвышенно-трагического строя картины, зло представлено лишь дикой, бессмысленной жестокостью природы.

Герои Брюллова – воплощение красоты, как физической, так и нравственной. И это красота роднит их с традиционной для классицизма героической идеализацией. Вместе с тем заметно и присущее романтизму стремление изображать исключительные натуры в исключительной ситуации.

Эстетика романтизма подвигла Брюллова найти идеальное начало персонажей не в героических деяниях, а в личных чувствах, присущих человеку. Потому на картине персонажи сгруппированы по семьям, внутри которых для любви, верности, великодушию и долгу всегда есть место. Для классицизма характерен иной принцип группирования второстепенных персонажей: они одинаково реагировали на подвиг. А вот в романтизме как раз нравственная ценность человеческих чувств является той силой, что способна противостоять любому злу.

Здесь и совершенно лишние в классицистической картине детали, как детские фигуры. И они не безгласные статисты на материнских руках, они – жертвы общей трагедии. И только один из них, самый младший, младенец, спокоен в привычных материнских объятиях и протягивает свои ручки к красивой птице… все другие дети в ужасе…

В позиционном центре картины - прижавшийся к уже мертвой матери златокудрый мальчик. Мать его в ярко-желтой столе с шарфом стала колористическим центром полотна. Именно эта группа – погибшая мать с живым ребенком, резко противопоставившая жизнь и смерть, раскрывает глубинный замысел Брюллова. Так изобразить центр картины ни один классицист себе бы не позволил.

Но Брюллов также постарался раздвинуть строгие рамки, показав действия не только на переднем плане, но и в глубине картины, в глубине улицы. И здесь его смелый замысел споткнулся о традиционные правила. Найдя новые изобразительные средства, художник словно испугался своего смелого шага и остановился. Вследствие чего появляется чувство, что он словно балансирует на грани, то делая рывок в сторону романтизма, то оглядываясь на уже устаревшие каноны классицизма. Так, при множестве героев переднего плана, сохранена фронтальность изображения и замкнутость композиции, деление ее на три плана в глубину, и групповое разнесение действующих лиц. Да и реакция людей на происходящее довольно однообразна, никакого индивидуально-психологического разнообразия. Динамика показана условно, с помощью поз и жестов.

Колористическое решение картины еще больше проявляет двойственные методы Брюллова. Современников поразило новаторство, выразившееся в сложнейшей передаче двойного освещения – трагедию Помпей освещают пламя вулкана и зловещая вспышка молнии. И это в то время, когда художники традиционно применяли в качестве освещения картин нейтральный рассеянный дневной свет. Действительно смелое решение.

Но еще большая дерзость замысла заключена в резкой контрастности этих источников света: испепеляющие горячие красные лучи извержения в глубине картины против космически холодных зеленовато-голубых на переднем плане. Это была почти невыполнимая задача, но Брюллов с присущей решительностью добивался ее воплощения. Различные яркие рефлексы – резкие контрасты света и тени, отблески молний смело «разбросаны» по лицам, телам и одеждам людей.

Успех «Последнего дня Помпеи» в художественных и общественных кругах России определился романтической идейностью и живописной смелостью. Брюллов отринул классицистическую специфику, отказавшись от отвлеченной романтической идеальности. Чрезвычайно одаренный как колорист, он поражал современников своей насыщенной и звучной живописью, очень активной в цвете. Яркая и декоративная, она стала настоящим откровением, особенно на фоне академичных, тусклых полотен других академистов-классицистов.

Добавлено: 12 мая 2011

Статьи раздела

Прелести мебели в стиле прованс – отдых во Франции у себя дома

Прованс — известное направление в искусстве во всем мире, произошедшее во Франции, который покорило всю Европу и не только своей мебелью в стиле прованс. Мебель в стиле прованс или шале, как его называют по-другому — это не просто мебель, это мебель в старинном французском стиле

Безопасность вашей коллекции

Любая коллекция должна быть защищена от любых внешних проблема. Узнайте, что может грозить вашей коллекции и как от этого уберечься.

Турецкие сабли

В сегодняшней статье речь пойдёт о саблях, но не о всех их разновидностях в целом, а именно о турецких саблях шестнадцатого столетия, которые были одним из основных видов оружия в Османской империи.

Самурайская катана - душа воина

О верности самураев своим сюзеренам ходят легенды. Верные долгу, они без промедления готовы были расстаться с жизнью. Японские воины погибали не только на поле боя, но и добровольно уходили из жизни, совершая сэппуку. Ритуальное самоубийство могло стать следствием приказа господина или же совершалось в случае потери воином достоинства. Потеря меча для самурая – несмываемый позор, потеря души. Что же значила катана для самурая?

Мебель и ее коллекционирование

Антикварная мебель – источник ценнейшей информации о стране и исторической эпохе, к которой она принадлежит, о жизни и быте людей, владевших ей. Мебель – одна из важнейших составляющих интерьера, она, фактически, не только оформляет, но и организует его, связывая друг с другом различные его части в единый архитектурно-художественный ансамбль.

Прически. История возникновения

Во все времена люди стремились сделать свою внешность как можно более привлекательной и очень часто пытались этого добиться с помощью прически. Если особо не углубляться, то можно подумать, что мы не так давно заботимся о том, как выглядят наши волосы, но копнув глубже, можно убедиться в обратном.

Музеи Шарм эль Шейха

Шарм-эль-Шейх представляет собой не только курортное место, в котором можно вдоволь насладиться золотыми пляжами, тёплым морем и горячим солнцем, но также и город с удивительными достопримечательностями, которые вряд ли удастся осмотреть за один день.

Отремонтируем открытку

Как правильно «отремонтировать» открытку, если она досталась вам в плохом виде? Практические советы для коллекционеров открыток.

Русские осветительные приборы

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов художественно оформленных русских осветительных приборов датируются XII веком. Для этого времени наиболее характерны хоросы-паникадила, представляющие собой сложную конструкцию, смонтированную из шестидесяти трех отдельных частей.

Немного о кладах и кладоискателях

Далеко не каждый коллекционер занимается тем, что скупает различного рода ценности и антикварные предметы. Существуют и такие, которые жаждут приключений и за новыми экспонатами и экземплярами своих коллекций.

 
 
© Sobirau.Ru