Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Русская мебель XIX века: от ампира до модерна



Банкетка по рисунку Тома де Томона (до 1809 г.).

Русская мебель в XIX веке прошла путь от позднего классицизма до модерна, при этом начиная с 40-х годов XIX века стили в мебели, в соответствии с характерным для этого времени историческим принципом (или принципом эклектики), изменяются чуть ли не каждое десятилетие, а в пределах одного дворца, но в разных комнатах (в зависимости от их функционального назначения), могут cосуществовать «неогреческая», «необарочная» и «мавританская» мебель.
В мебели первого десятилетия XIX века тенденции, наметившиеся во второй половине XVIII века, получают свое дальнейшее развитие. Это время позднего классицизма, который отчетливо выражен, например, в мебели, создаваемой в различных мастерских по проектам архитектора А. Воронихина.


Банкетка по рисунку А. Воронихина. 1804 год.

Русская мебель 20–30-х годов XIX века создавалась в формах ампира, так хорошо отражавших настроения эпохи, последовавшей за победой в войне с Наполеоном. В создании предметов убранства домов и дворцов этого времени важную роль сыграли архитекторы ампира, мастера блестящих зданий и ансамблей К. Росси и В. Стасов. Мебель 1820-30-х годов тесно связана в своих принципах построения и декора с архитектурными формами и с античным искусством.

В 30–40-е годы XIX века утяжеляются формы мебели, декор упрощается. Для ее создания используются красное дерево, орех, палисандр, ясень, а также простые породы дерева, тонированные под дорогие.






Стул столовый. 30-40-е годы XIX века

В качестве украшения сохраняется рельефная резьба с теми же мотивами, что и в первой трети XIX века, но теперь она имеет общий тон с самим предметом, а не тонируется и не золотится. Иногда в прорезях спинок и накладной ажурной резьбе на зеркальных дверцах шкафов появляются готические мотивы. Для обивки впервые начинают использовать ситец (сначала английский, потом русского производства).

В 1850–60-е годы появляется мебель новых форм и конструкций, которая была названа именем Гамбса, владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга. Впервые образцы этой мебели были показаны в 1849 году на выставке промышленных изделий Российской империи; они повторяли барочную конструкцию и декор, по контуру часто располагался ободок сложного профиля, а ножки и спинки украшались полированной резьбой.

В это время в моду входят стеганые спинки, а обивка мебели подбирается в цвет с обивкой стен (часто это ситец одного рисунка и расцветки). Одна из главных особенностей этой мебели – комфортабельность.






Жардиньерка. 50-60-е годы XIX века

Мебель в духе позднего барокко бытовала в России до конца XIX века, часто в сочетании с элементами других стилей. 1860–1890-е годы – время эклектики. В гостиных часто ставили золоченую мебель, украшенную резными цветами, завитками и раковинами; большое распространение получила золоченая бронза, мало популярная в России раньше.
Мебель украшалась фарфоровыми медальонами и накладками, а также инкрустациями с цветочными орнаментами и пасторальными сценами – после долгого перерыва инкрустации разными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами снова получили распространение в мебели. Теперь часто стали применять недавно изобретенные химические массы, имитировавшие по цвету и рисунку черепаховый панцирь, что дало возможность подражать изделиям дорогой мебели предшествующего времени в технике Буль, избегая больших материальных затрат. Наиболее распространенные обивки – разноцветные штофы, полосатый и гладкий бархат, «шпалерные» ткани, подражавшие тканям XVIII века; обивка дополнялась тесьмой сложного плетения.






Е. Д. Поленова. Шкафчик настенный. 80-е годы XIX века

В гостиных 70–80-х годов появилась так называемая «кутаная» мебель: грубо сделанная конструкция была скрыта под слоем волоса и обивочной ткани. Все это дополнялось оборками, драпировками, сетками с кистями и бомбошками, многоярусной бахромой, шнурами и проч. В кабинетной и столовой мебели этого времени распространились гарнитуры, подражающие мебели эпохи Возрождения и западноевропейского барокко XVIII века. Ее дополняли резьбой, сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI-XVII вв. испанской, итальянской и французской работы. В одном гарнитуре могли сочетаться элементы барокко, рококо и классицизма.

В последней трети XIX века особое место заняла мебель в «русском» стиле, подражавшая народным формам. Ею часто оформляли столовые: обеденный стол на высоком подстолье, резные стулья тяжелых прямоугольных форм, обитые кожей и парчой, буфет, похожий на ларь или поставец.






М. В. Якунчикова. Стул гостиный. Конец XIX века

В архитектуре и декоративном искусстве рубежа XIX–XX веков развивается стиль модерн в сочетании с использованием древнерусских и народных форм и орнаментов. Обтекаемость контура, нарушение симметрии, беспокойная линия контура, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели – стилизованные цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. Вводятся новые сорта дерева, ранее использовавшиеся редко: бук, серый клен, ясень. В отделке широко применяются штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В обивке модными становятся серо-зеленые, сиренево-розовые и желто-зеленые полутона; часто используется техника аппликации.

В конце XIX века в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, была создана кустарная мастерская по обработке дерева, которой руководила Е. Д. Поленова. Вместе с другими художниками она изучала русскую народную мебель, собирала ее и создавала свою мебель с использованием народных форм, русского геометрического и растительного орнамента. Мебель, сделанная Поленовой, характеризуется наличием резных орнаментов, близким декору русских прялок; мебель братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых сочетает детали русской народной мебели с "сочной" резьбой.






С. В. Малютин. Кресло из дома З. О. Перцовой в Москве. Начало XX века

В 1903 году в усадьбе Талашкино, принадлежавшей М. К. Тенишевой, были открыты художественные мастерские, где работали Н. К. Рерих, М. В. Врубель, С. В. Малютин. Там создавалась мебель, в которой дух русской сказки, выраженный в растительных орнаментах и резьбе в виде фантастических животных, переплетался с формами, близкими северному модерну.

В предреволюционный период получило распространение сочетание неоклассицизма с присущей ему строгостью композиционных решений и модерна.

Для стульев этого времени характерны спинки в виде сквозной решетки с вертикальными вытянутыми делениями. Поверхность дерева часто покрывалась эмалевой краской цвета слоновой кости, а сиденья и спинки обтягивались тканями с вышитыми на них блеклыми розами и др. цветами (таков, например, стул, сделанный М. Ф. Якунчиковой). В это же время часто копировался французский ампир.






И. А. Фомин. Стол из дома М. А. Шаховской в Петербурге. 1910 год

По-новому располагается теперь в мебели для сиденья проножка: очень близко к царге, соединяясь с ней несколькими вертикальными планками. Из пород дерева чаще всего используются красное дерево и карельская береза. Стилизация осуществляется по всем параметрам: формы, породы дерева, характер обработки, декор, рисунок и расцветка обивки. В создании мебели неоклассицизма важную роль сыграли архитекторы начала XX века – И. А. Фомин, В. А. Щуко и др. Они создавали интерьеры особняков и квартир вместе с мебелью.



Источник и авторство: "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Ювелирные изделия фирмы Фаберже

Основателем производства, прославившего Россию на весь мир во второй половине XIX – начале XX века, был Густав Фаберже, который в 1842 году на Большой Морской улице в Петербурге открыл ювелирную фирму.

Русский флот на фарфоре императора

Его уникальность позволила не только определить имя владельца и год создания, но и увидеть, как стремление к национальному своеобразию в искусстве проявилось в сугубо утилитарном предмете.

С чего все начиналось

Первые телевизоры начали появляться во второй половине 30 – го года прошлого столетия. Немецкий физик Генрих Герц в 1887 году впервые обнаружил влияние света на электричество

Реставрация антиквариата

Художественная ковка возникла в давние времена, и имеет значительную историю. Именно поэтому этот вид декорирования всегда шел в ногу со временем и являлся единой составной частью зодчества.

Гладиаторское оружие и одежда

Ни для кого не является секретом то, что оружие и доспехи всегда пользовались огромной популярностью среди коллекционеров из различных стран. Однако, если в Европе наиболее популярным считается рыцарское обмундирование, то в Соединенных Штатах Америки наиболее популярным считается гладиаторское обмундирование – различного рода оружие, одежда, щиты и так далее

Под надёжной охраной

Наверняка каждый хоть раз в своей жизни слышал такую детскую загадку «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»? И как вы уже предположили, в данной статье речь пойдёт именно о замках.

Ретро телевизоры – это модно

Ну кто из нас не помнит массивных телевизоров, представляющих из себя электронно-лучевую трубку, которые занимали очень много места в комнате, часто плохо показывали, и вообще смотрелись частью мебели.

Клады за закрытой дверью

Наиболее известными местами для поиска кладов в старых заброшенных домах являются конечно же, деревянные полы, при укладке которых естественно появлялись щели, в которые могли проваливаться монеты. Казалось бы, мелочь, но достаточно часто удается находить в старых деревенских домах копейки, некоторые из них ценятся на вес золота,

Последний день Помпеи

Для сюжета картины «Последний день Помпеи» был выбран особый, неслыханный ранее в практике живописи классицизма. Вместо подвига одного героя, который совершает свой подвиг, окруженный восхищенными зрителями, Брюллов выбрал страшное бедствие, постигшее множество людей.

Виват антиквариат!

Времена, когда предметы старины уплывали за рубеж неиссякаемыми потоками контрабанды, похоже, миновали. И теперь антиквариат становится предметом импорта, поскольку во всем мире за ним закрепилась репутация выгодной инвестиции, и российские крупные банки и корпорации не жалеют средств на приобретение целых коллекций произведений искусства.

 
 
© Sobirau.Ru