Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Русская мебель XIX века: от ампира до модерна



Банкетка по рисунку Тома де Томона (до 1809 г.).

Русская мебель в XIX веке прошла путь от позднего классицизма до модерна, при этом начиная с 40-х годов XIX века стили в мебели, в соответствии с характерным для этого времени историческим принципом (или принципом эклектики), изменяются чуть ли не каждое десятилетие, а в пределах одного дворца, но в разных комнатах (в зависимости от их функционального назначения), могут cосуществовать «неогреческая», «необарочная» и «мавританская» мебель.
В мебели первого десятилетия XIX века тенденции, наметившиеся во второй половине XVIII века, получают свое дальнейшее развитие. Это время позднего классицизма, который отчетливо выражен, например, в мебели, создаваемой в различных мастерских по проектам архитектора А. Воронихина.


Банкетка по рисунку А. Воронихина. 1804 год.

Русская мебель 20–30-х годов XIX века создавалась в формах ампира, так хорошо отражавших настроения эпохи, последовавшей за победой в войне с Наполеоном. В создании предметов убранства домов и дворцов этого времени важную роль сыграли архитекторы ампира, мастера блестящих зданий и ансамблей К. Росси и В. Стасов. Мебель 1820-30-х годов тесно связана в своих принципах построения и декора с архитектурными формами и с античным искусством.

В 30–40-е годы XIX века утяжеляются формы мебели, декор упрощается. Для ее создания используются красное дерево, орех, палисандр, ясень, а также простые породы дерева, тонированные под дорогие.






Стул столовый. 30-40-е годы XIX века

В качестве украшения сохраняется рельефная резьба с теми же мотивами, что и в первой трети XIX века, но теперь она имеет общий тон с самим предметом, а не тонируется и не золотится. Иногда в прорезях спинок и накладной ажурной резьбе на зеркальных дверцах шкафов появляются готические мотивы. Для обивки впервые начинают использовать ситец (сначала английский, потом русского производства).

В 1850–60-е годы появляется мебель новых форм и конструкций, которая была названа именем Гамбса, владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга. Впервые образцы этой мебели были показаны в 1849 году на выставке промышленных изделий Российской империи; они повторяли барочную конструкцию и декор, по контуру часто располагался ободок сложного профиля, а ножки и спинки украшались полированной резьбой.

В это время в моду входят стеганые спинки, а обивка мебели подбирается в цвет с обивкой стен (часто это ситец одного рисунка и расцветки). Одна из главных особенностей этой мебели – комфортабельность.






Жардиньерка. 50-60-е годы XIX века

Мебель в духе позднего барокко бытовала в России до конца XIX века, часто в сочетании с элементами других стилей. 1860–1890-е годы – время эклектики. В гостиных часто ставили золоченую мебель, украшенную резными цветами, завитками и раковинами; большое распространение получила золоченая бронза, мало популярная в России раньше.
Мебель украшалась фарфоровыми медальонами и накладками, а также инкрустациями с цветочными орнаментами и пасторальными сценами – после долгого перерыва инкрустации разными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами снова получили распространение в мебели. Теперь часто стали применять недавно изобретенные химические массы, имитировавшие по цвету и рисунку черепаховый панцирь, что дало возможность подражать изделиям дорогой мебели предшествующего времени в технике Буль, избегая больших материальных затрат. Наиболее распространенные обивки – разноцветные штофы, полосатый и гладкий бархат, «шпалерные» ткани, подражавшие тканям XVIII века; обивка дополнялась тесьмой сложного плетения.






Е. Д. Поленова. Шкафчик настенный. 80-е годы XIX века

В гостиных 70–80-х годов появилась так называемая «кутаная» мебель: грубо сделанная конструкция была скрыта под слоем волоса и обивочной ткани. Все это дополнялось оборками, драпировками, сетками с кистями и бомбошками, многоярусной бахромой, шнурами и проч. В кабинетной и столовой мебели этого времени распространились гарнитуры, подражающие мебели эпохи Возрождения и западноевропейского барокко XVIII века. Ее дополняли резьбой, сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI-XVII вв. испанской, итальянской и французской работы. В одном гарнитуре могли сочетаться элементы барокко, рококо и классицизма.

В последней трети XIX века особое место заняла мебель в «русском» стиле, подражавшая народным формам. Ею часто оформляли столовые: обеденный стол на высоком подстолье, резные стулья тяжелых прямоугольных форм, обитые кожей и парчой, буфет, похожий на ларь или поставец.






М. В. Якунчикова. Стул гостиный. Конец XIX века

В архитектуре и декоративном искусстве рубежа XIX–XX веков развивается стиль модерн в сочетании с использованием древнерусских и народных форм и орнаментов. Обтекаемость контура, нарушение симметрии, беспокойная линия контура, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели – стилизованные цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. Вводятся новые сорта дерева, ранее использовавшиеся редко: бук, серый клен, ясень. В отделке широко применяются штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В обивке модными становятся серо-зеленые, сиренево-розовые и желто-зеленые полутона; часто используется техника аппликации.

В конце XIX века в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, была создана кустарная мастерская по обработке дерева, которой руководила Е. Д. Поленова. Вместе с другими художниками она изучала русскую народную мебель, собирала ее и создавала свою мебель с использованием народных форм, русского геометрического и растительного орнамента. Мебель, сделанная Поленовой, характеризуется наличием резных орнаментов, близким декору русских прялок; мебель братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых сочетает детали русской народной мебели с "сочной" резьбой.






С. В. Малютин. Кресло из дома З. О. Перцовой в Москве. Начало XX века

В 1903 году в усадьбе Талашкино, принадлежавшей М. К. Тенишевой, были открыты художественные мастерские, где работали Н. К. Рерих, М. В. Врубель, С. В. Малютин. Там создавалась мебель, в которой дух русской сказки, выраженный в растительных орнаментах и резьбе в виде фантастических животных, переплетался с формами, близкими северному модерну.

В предреволюционный период получило распространение сочетание неоклассицизма с присущей ему строгостью композиционных решений и модерна.

Для стульев этого времени характерны спинки в виде сквозной решетки с вертикальными вытянутыми делениями. Поверхность дерева часто покрывалась эмалевой краской цвета слоновой кости, а сиденья и спинки обтягивались тканями с вышитыми на них блеклыми розами и др. цветами (таков, например, стул, сделанный М. Ф. Якунчиковой). В это же время часто копировался французский ампир.






И. А. Фомин. Стол из дома М. А. Шаховской в Петербурге. 1910 год

По-новому располагается теперь в мебели для сиденья проножка: очень близко к царге, соединяясь с ней несколькими вертикальными планками. Из пород дерева чаще всего используются красное дерево и карельская береза. Стилизация осуществляется по всем параметрам: формы, породы дерева, характер обработки, декор, рисунок и расцветка обивки. В создании мебели неоклассицизма важную роль сыграли архитекторы начала XX века – И. А. Фомин, В. А. Щуко и др. Они создавали интерьеры особняков и квартир вместе с мебелью.



Источник и авторство: "Русскiй Антикварiатъ" Автор: Н.Иконников
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Антикварные тайны прошлого

Все люди разные и вещи, которыми они себя окружают, могут многое рассказать о характере, вкусах и пристрастиях их обладателя. Особое дело – предметы старины, несущие с собой загадочность и таинственность прошлых лет.

Рай для коллекционера

Отдых для любителя мирового искусства, а также для различного рода коллекционеров, в такой стране как Доминиканская Республика может быть не только долгожданным и насыщенным, но и чересчур полезным, как для развития их собственного интереса, так и для возможного приобретения в стране различного рода редкостей и ценностей.

Коллекционирование компьютерных игр

Люди часто, чтобы отвлечься от трудовых будней заводят себе хобби. Которые помогают им украсить их рутинные будни. Хобби бывают различных типов досуга. Часто люди выбирают активные виды времяпровождения.

Филокартия – тоже диагноз

Филокартия, иначе говоря, коллекционирование карточек зародилось одновременно с развитием почтовых услуг. Кому-то пришла в голову здравая мысль изготовить несколько почтовых карточек для коротких посланий-пожеланий своим друзьям и знакомым с днем рождения, Новым годом, рождением ребенка и т.п.

Карманные старинные часы

Старинные карманные часы, выполненные часовыми мастерами прошлых столетий, в первую очередь являлись произведениями искусства и представляли собой большую художественную ценность.

Советы начинающему антиквару

Коллекционирование антикварных вещей - очень азартное, познавательное, приятное и даже авантюрное дело. Конечно, это отличные способ вложения денег.

Посуда – откуда она взялась

Мы совсем не задумываемся о мелочах, которые ежедневно окружают нас в повседневной жизни, к примеру посуда, что мы о ней знаем, как вообще она появилась в нашей жизни

Иконы в коллекции и школа рисунка и живописи

Иконопись появилась в мире давно. А коллекционирование икон возникло намного позже. Тем не менее, появившийся на просторах России в 19 веке интерес к этому виду искусства не утихает до сих пор.

Русская мебель XIX века: от ампира до модерна

Русская мебель в XIX веке прошла путь от позднего классицизма до модерна, при этом начиная с 40-х годов XIX века стили в мебели, в соответствии с характерным для этого времени историческим принципом (или принципом эклектики), изменяются чуть ли не каждое десятилетие, а в пределах одного дворца, но в разных комнатах (в зависимости от их функционального назначения), могут cосуществовать «неогреческая», «необарочная» и «мавританская» мебель.

Тюль от появления до сегодняшних дней

Тюль представляет собой лёгкую, полупрозрачную сетчатую ткань, которая может изготавливаться из самых различных материалов – шёлка, хлопчатобумажной ткани и так далее. Своё название она получила от названия города Тюль расположенного на юго-западе Франции, в котором впервые произвели такую ткань.

 
 
© Sobirau.Ru