Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Русские осветительные приборы

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов художественно оформленных русских осветительных приборов датируются XII веком. Для этого времени наиболее характерны хоросы-паникадила, представляющие собой сложную конструкцию, смонтированную из шестидесяти трех отдельных частей. В XIV-XV веках в Новгороде существовали специальные мастерские, где отливали отдельные части и монтировались такие осветительные приборы. В русской осветительной арматуре XVI-XVII вв. получило широкое распространение художественное литье; важную роль в это время в развитии различных областей русского декоративно-прикладного искусства играла московская Оружейная палата. Осветительные приборы делали из металла и дерева, в зависимости от их назначения и стоимости; формы и декор были довольно разнообразны, осветительная арматура вполне удовлетворяла относительно непритязательным требованиям различных слоев населения. Только стремительно возросшие запросы вкупе с техническими достижениями второй половины XVII века привели к подлинному расцвету искусства создания осветительных приборов в XVIII и XIX веках.


Осветительные приборы XVIII века, бытовавшие в различных слоях русского общества, имели свои характерные особенности: у крестьян обычно использовались светцы, в которых горели лучины; у беднейших горожан-ремеслеников – железные подсвечники, в которые вставлялись сальные свечи; богатые горожане и высший класс использовали различного типа осветительные приборы, в которых горели, главным образом, восковые свечи; реже в быту применялись лампы-масленки; у бедных слоев, кроме сальных свечей, издавна использовались плошки и жировки, наполненные жиром, в которых плавал зажженный фитиль.

В России сальные свечи использовались также в служебных помещениях зажиточных домов и дворцов. Восковые свечи стоили гораздо дороже.

Так, у публичных театров конца XVIII века не хватало средств на восковые свечи, поэтому использовались, главным образом, сальные, от которых, по свидетельству соверменников, было много чада и копоти. В Большом Петровском театре Маддокса, освещавшемся сальными свечами на рубеже XVIII-XIX веков ввиду отсутствия средств на приборетение восковых свечей, разершалось богатым лицам, абонировавшим ложи, иметь собственное убранство ложи и освещение по своему желанию и вкусу. Для освещения сцены в конце XVIII века в парижских и петербургских широко использовались плошки.

Во второй половине XVII века, а особенно в XVIII веке, всвязи с появлением богатых и роскошно отделаных апатаментов, предназначенных для вечерних празднеств и увеселений, слабое освещение перестало удовлетворять возросшим потребностям, что привело к поискам новых способов освещения, которые бы могли увеличить освещенность интерьеров столь слабыми источниками света, как свечи. Одним из первых нововведений были металлические отражатели-рефлекторы, которые усиливали естественный свет свечи. Но и этого оказалось мало для освещения на должном уровне больших парадных залов. Во второй половине XVII века в Западной Европе в осветительных приборах стали использовать горный хрусталь, который обладал большой отражательной силой. Блеск его казался иностранцам настолько сильным, что Петр I, посетивший парижскую оперу во время пребывания во Франции в 1717 году даже попросил погасить две люстры, висевшие в передней части зала, т.к. яркий свет слепил ему глаза. Осветительные приборы с горным хрусталем были очень дороги, так, за две люстры с горным хрусталем и часами с музыкой для Таврического дворца Потемкин заплатил 42 тысячи рублей золотом.

Горный хрусталь вскоре стали заменять более дешевым материалом – им оказался искусственный хрусталь, открытый во второй половине XVII века. Это было бесцветное стекло особого изготовления, в состав которого входили песок и поташ. Д.И. Менделеев в «технической энциклопедии» о производстве элементов хрустального убора писал: «Призматические и граненые стеклянные штуки, употребляемые для люстр приготовляются... тем, что расплавленное стекло выливают в толстые плиты, имеющие величину приблизительную к величине изготовления предметов... Куски нагреваются до размягчения и потом выпрессовываются в особые формы. Затем сформованные штуки заканчивают посредством шлифования, полирования и гранения». Такое стекло впервые было изготовлено в Чехии, но широкое распространение именно в осветительных приборах оно нашло, прежде всего, во Франции.



Дворцовые интерьеры первой половины и особенно середины XVIII века были пышно и богато декорированы, широко использовалась резьба и лепка с позолотой. Парадные апартаменты функционировали, главным образом, в вечернее и ночное время, их убранство должно было быть ярко освещено, поэтому особое внимание уделялось изобретенному отражательному освещению и хрустальному убору. Форма осветительных приборов должна была гармонировать с интерьером, т.к. они играли роль своеобразного художественного акцента в интерьере. Русские осветительные приборы эпохи барокко – первой половины XVIII века – существенно отличаются от русской же осветительной арматуры ампира и классицизма, как по своей конструкции и композиционным принципам, так и области декора.

Необходимость осветить декор во всех частях интерьера способствовала созданию трех групп осветительных приборов – подвесных, навесных и стоячих. К подвесным осветительным приборам относятся, главным образом, люстры и фонари, к навесным – бра и настенники, к стоячим – канделябры, подсвечники, жирандоли, торшеры. Каждый из видов этих осветительных приборов имел множество разновидностей.

Основой для производства осветительных приборов в России XVIII-XIX веков. послужило развитие стекольной помышленности. Важное значение для формрования осветительной арматуры XVIII века имели сконструированные И.П. Кулибинымс рефлекторы, которые впоследствии получили широкое распространение в осветительных приборах усадеб и дворцов. Наряду со стекольной промышленностью процветало бронзовое дело. В начале XVIII века бронзовый остов был лишь конструктивной частью осветительного прибора, в декоре же господствовал хрусталь – это характерная черта русских осветительных приборов барокко. В связи с облегчением хрустального убора, роль бронзы стала возрастать, и в конце XVIII – первой половине XIX вв. мастер-бронзовщик стал главным, а иногда – единственным художником, создававшим классицистическую русскую осветительную арматуру.

Дороговизна изделий из бронзы привела к необходимости имитировать металл: появились деревянные резные осветительные приборы, позолоченные, как и бронзовые, в три колера – красноватый, желтоватый, зеленоватый, что создавало яркий художественный эффект. Деревянные осветительные приборы были особенно оригинальны, т.к. в отличие от бронзовых, отливавшихся по форме, не поддавались многократному повторению. Такие деревянные изделия «под бронзу», получившие широкое распространение в XVIII веке, создавали мастерами-резчиками, работавшими в Москве и Петербурге. Кроме дерева в русских осветительных приборах XVIII века применялось и папье-маше, тонированное под тот или иной металл.

Успешное развитие художественной бронзовой промышленности в конце XVIII – начале XIX вв. благоприятствовало созданию национального варианта русского классицизма. Русские архитекторы XVIII – начала XIX века придавали большое значение обстановке своих сооружений, стремились создать единство интерьера и предметов убранства. Форма осветительного прибора должна была гармонировать со всей художественной обработкой интерьера и с его обстановочным комплексом, а, кроме того, играть роль решающего компонента в художественном восприятии интерьера. Осветительная арматура подчеркивала стиль и назначение помещения.

Русские архитекторы XVIII и XIX вв. сами проектировали осветительные приборы для своих интерьеров. Так, зодчий М.Ф. Казаков для Путевого дворца в Твери создавал форму люстр, совмещая традиции русских паникадил XVII века с грацией раннего русского классицимзма XVIII века. Архитектор А.А. Львов создал строную и простую форму осветительной арматуры, которая получила название гатчинской люстры. Это люстра с хрустальной корзинкой в виде полушария с пересекающимися дугами на верхнем ободе и спиралью, украшенной хрусталем, стала прообразом большого количества вариантов люстра.

Архитектор А.Н. Воронихин тоже создал ряд проектов канделябров и люстр. Подвесная осветительная арматура, сделанная по его рисункам для Греческого зала Павловского дворца, с ее строгими формами люстр-светильников, удачно сочетается с внутренним убранством зала. Подобные светильники на бронзовых цепях, исполненные по проекту Воронихина, висели в столовой Павловского дворца. В воронихинском проекте «Фонарика» Павловского дворца впервые введен один из типов чашеобразной люстры.

В казанском соборе встречается характерная русская форма бронзовой люстры, которая стала господствующей в русском классицизме XIX века и получила завершение в творчестве К.И. Росси, который проектировал осветительную арматуру в домах и дворцах, построенных им в первой четверти XIX века. Архитектор П.И. Аргунов в своих чертежах театрального зала в Останкине спроектировал ряд особых форм подвесных и настенных осветительных приборов, учитывая возможноыть превращения театра в зал для танцев, банкета и т.п. По эскизным проектам архитекторов и скульпторов осветительные приборы делали русские резчики и бронзовщики. Во второй половине XVIII века, как свидетельствует рапорт директора Академии художеств архитектора А.Ф. Кокоринова И.И. Бецкому от 30 октября 1763 года в Академии «велось обучение учеников деланию люстр и паникадил».

На протяжении полутора веков осветительные приборы пережили те же этапы стилевого развития, через которые прошли не только различные виды изобразительного искусства, но и декоративно-прикладное искусство: барокко, классицизм, ампир. Русские осветительные приборы первой половины и, особенно, середины XVIII века по композиции и декору соответствуют формам барокко; осветительная арматура второй половины XVIII века выполнялась в соответствии с эстетикой классицизма; светильники первой трети XIX века воплощают в себе идеологию позднего классицизма – ампира.

Источник: "Русскiй Антикварiатъ"
Автор: А. Петракова
www.antic.ru

Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

История ключей

Ключи появились в те времена, когда человек стал жить с группой людей, то есть, перешёл к государственному строю. На этих первых шагах, человек старался как-то оградить своё имущество от других людей, которые могли бы при первом же представившемся моменте им завладеть.

Ювелиры Российской империи

Во второй половине XIX века произошел расцвет искусства в России. Одним из приоритетных направлений в искусстве этого периода был ювелирный. Следует отметить, что ювелирное дело пережило насыщенную тысячелетнюю историю.

Уникальные футболки

Не смотря на то, что летом футболка является одной из наиболее популярных вещей повседневной одежды, некоторые футболки могут стоить очень дорого, а по сему, и принято называть их уникальными.

Что такое плакетка?

Плакетками называются наградные доски, специальные грамоты, которые состоят из деревянной основы и металлической поверхности, на которой может быть надпись, рисунок или изображение.

Интересные факты из истории обуви

Надевая босоножки на шпильке или мужские туфли (купленные в модном интернет магазине обуви), та часть человечества, что забыла о хождении босиком, не задумывается о далеком прошлом своей обуви.

Диафильмы - ностальгия по прошлому

Что объединяет подвешенную на стене белую простыню и полутьму? Сейчас далеко не каждый школьник назовет «слайдопроектор». Ведь с середины 90х годов диафильмы окончательно прекратили производить.

Экзонумия - оригинальное увлечение

Известным фактом считается возникновения во второй половине, а именно в 60-х годах двадцатого века такого дивного на слух термина, как «экзонумия». Этот термин был введен американским нумизматом Расселом Руло

История швейных машин

Ручная швейная машинка появилась 250 лет назад. В 1790 году английский изобретатель Томас Саинт запатентовал швейную машину. Идея была запатентована, но к сожалению не реализована.

Арт-деко в ювелирном искусстве

Стиль арт-деко стал популярен после Первой мировой войны. В это время в обществе полностью сместились приоритеты, произошло увеличение ритма жизни, женщины стали выбирать в стиле практичность и простоту.

Коллекционирование музыкальных инструментов

Не смотря на известную фразу, которая называет кино величайшим из искусств, именно музыка и всё связанное с ней находится на первом месте по количеству преданных ей людей. Представьте себе, что даже если вы преданный фанат самых разнообразных фильмов, то ни один фильм не обходится без музыки.

 
 
© Sobirau.Ru