Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Скульптура как ремесло и искусство

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.
К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.
Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф, высокие - горельеф, углублённые и контррельефы.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная

Скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.

Если Вы решили подарить дорогому для Вас человеку хороший подарок, но скульптура для Вас не по карману, как выход из этой ситуации можно рассматривать сайт подарочных сертификатов. Категорий, в которых предлагаются эти самые сертификаты много, а среди них есть немало и интересных. Например, посещения урока йоги, чайной церемонии, катание в зорбе, картинг. А можно подарить и пару занятий по фитнессу. То есть сделать не просто подарок, а запоминающийся подарок, причем такой, на который у вашего виновника предстоящего торжества не хватает или времени или возможностей.

Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры.

Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки.

Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов (шпунт, скарпель, троянка и др.), для обработки дерева - преимущественно фасонные стамески и свёрла.

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки.

Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.


Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптурой.

Схематически процесс создания скульптурного произведения можно расчленить на ряд этапов:


  • лепка (из пластилина или глины) эскиза и этюдов с натуры;
  • изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево);
  • работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над моделью в заданном размере;
    превращение глиняной модели в гипсовую с помощью "чёрной" или "кусковой" формы;
  • её перевод в твёрдый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния.

Известны также произведения скульптуры, созданные из твёрдых материалов (мрамор, дерево) без предварительной лепки глиняного оригинала (т. н. техника taille directe, т. е. прямой рубки, требующая исключительного мастерства).

Добавлено: 4 апреля 2012

Статьи раздела

Коллекционирование картин – это призвание

Только вспомните свое детство, когда вы любили собирать различные наклейки, календари или игрушки. Вы обменивались ими со своими друзьями, а также старались собрать самую большую коллекцию чего-либо, чтобы казаться самым успешным коллекционером среди всех своих знакомых.

Реставрация антиквариата

Художественная ковка возникла в давние времена, и имеет значительную историю. Именно поэтому этот вид декорирования всегда шел в ногу со временем и являлся единой составной частью зодчества.

История швейных машин

Ручная швейная машинка появилась 250 лет назад. В 1790 году английский изобретатель Томас Саинт запатентовал швейную машину. Идея была запатентована, но к сожалению не реализована.

Коллекция предметов с «Титаника» уйдет с «молотка»

Как уверяют знающие люди, в ближайшее время с «молотка» уйдет одна из коллекций, посвященных знаменитому «Титанику». С тех пор как крупнейший в свое время пассажирский лайнер не вернулся из своего первого и последнего рейса, утекло немало воды.

Коллекционирование старинных вееров

Предметы декоративно-прикладного искусства могут многое рассказать об эпохе, ее истории, нравах, мировоззрении, обычаях. Они находятся «внутри» человеческой культуры, являются ее необходимой и неотъемлемой составляющей, подвергаясь влиянию общекультурных изменений или, наоборот, вызывая эти изменения.

Фаянсовое производство в России XIX века и его особенности

Россия издавна славилась своим гончарным производством. Неотъемлемой частью русской архитектуры XVII века являются керамические рельефные изразцы с яркими красочными поливными орнаментами, которые широко использовались для украшения зданий и облицовки печей.

Гравюры с видами Москвы

Живописцы и граверы с давнего времени вдохновлялись красотой российской столицы, ее неповторимым обликом. На сегодняшнее время есть одно из богатейших культурных наследий в виде разнообразных гравюр, имеющие виды Москвы 17 — 20 века.

Не пиво, но рядом

Коллекционирование пивных атрибутов – самое массовое явление коллекционирования в мире. Узнайте, что пиво может вам дать в плане коллекционирования.

Серьги и их история

Дорогие женские украшения всегда привлекали коллекционеров из различных стран мира, однако мы решили не обобщать данную тематику, и потому рассказ сегодня пойдет об истории серьг и самых дорогих из них.

Открываем ювелирный салон

Многие люди сегодня задумываются о создании собственно бизнеса. Выбрать прибыльную отрасль будущему предпринимателю не так-то просто, особенно если речь идет о торговле. Однако есть практически беспроигрышные варианты.

 
 
© Sobirau.Ru