Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Ювелирные изделия фирмы Фаберже

Основателем производства, прославившего Россию на весь мир во второй половине XIX – начале XX века, был Густав Фаберже, который в 1842 году на Большой Морской улице в Петербурге открыл ювелирную фирму. Старший сын Густава – Карл получил образование в немецкой школе в Петербурге, затем обучался ювелирному делу и методам обработки цветных металлов у друга отца – Питера Пендина. Завершал он свое художественное образование за границей, в Париже, Дрездене, Флоренции, где изучал известные ювелирные коллекции XVI-XVII вв., методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения, а также в Саксонии, где осваивал резьбу по твердому камню.

Вернувшись в Петербург, Карл возглавил мастерскую отца, который к этому времени решил отойти от дел и уехать в Дрезден. Фирма к этому времени превратилась в большое предприятие. В 1870 году Карл Фаберже становится во главе фирмы под руководством своего учителя Пендина. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. В 1872 году Карл Фаберже женился на дочери управляющего императорскими мастерскими по производству мебели. От этого брака у него было четыре сына – Евгений, Агафон, Александр и Николай – каждый из которых впоследствии присоединился к фирме.


Императорская подарочная коробка для сигар из разноцветного золота с эмалью.

В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке «Русского художественного и промышленного искусства», где получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму и за ряд других ювелирных изделий.
С 1883 года, когда фирма впервые получила заказ от императорского двора, она, фактически, становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году Александр III заказал пасхальное яйцо в подарок императрице Марии Федоровне – это было первое яйцо из серии 54 декорированных пасхальных яиц, созданных фирмой.
16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоенно звание ювелира Его Императорского двора, и он получил право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма Фаберже прекращает выпускать копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями.

С 1886 года в фирме начал работать 26-летний Михаил Перхин, сын крестьянина из Восточной Карелии, который вскоре стал одинм из главных ювелиров фирмы. Особого совершенства этот мастер достиг в искусстве эмали. Фирма славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения на изделиях из драгоценных металлов. По заказу барона Фелькерзама фирма с 1887 года выпускает столовые наборы и посуду для стола из серебра – мастерская по выпуску этих изделий была открыта в Москве.

Рост фирмы Фаберже от небольшой ювелирной мастерской до крупной компании со штатом в 500 художников и мастеров объясняется не только поддержкой царской семьи и группы богатых аристократов – успеху содействовал и экономический расцвет России во второй половине XIX – первой декаде XX века, который оказал влияние и на рост спроса на дорогостоящие ювелирные изделия. В 1896 году Николай II становится императором – он и Александра Федоровна были постоянными клиентами фирмы Фаберже на протяжении 20 лет. После смерти Агафона в 1895 году фирмой руководит Евгений Фаберже. Слава фирмы распространяется в Западную Европу, США и даже на Дальний Восток (так, король Сиама покупает у фирмы разные изделия для своей коллекции в Бангкоке). В начале XX века по желанию императрицы Фаберже выставил на Международной выставке в Париже императорские пасхальные яйца, за которые получил звание мастера золотых дел Парижа и орден Почетного легиона. С 1903 года Фаберже стал продавать свои изделия в Лондоне.


Яйцо с портретом Николая II и его детей.

Художественное образование Карлa Фаберже было разносторонним и эклектичным, в его работах можно проследить стилистические влияния разных эпох, буквально, от античности до модерна. Лучшими его работами считаются работы в стиле Людовика XVI и империи. В то же время, большинство изделий, выполенных в мастерских Москвы, созданы под влиянием идей мирискусников. А. Бенуа был другом Фаберже, в частности, иногда подсказывал ему идеи некоторых изделий, например, идею яйца «Колоннада».

В начале XX века праздновалось 100-летие войны с Наполеоном и 300-летие дома Романовых, эти события способствовали, с одной стороны, обращению к ампиру, с другой – обращению к «русскому» стилю, получившему официальное признание еще при Александре III. Предметы в «русском» стиле обычно декорированы полихромными эмалями и сканным орнаментом. Тема цветов и растительного орнамента в декоре изделий Фаберже базируется на произведениях японского искусства. Лучшие ювелирные изделия стиля «модерн» также выполнены в мастерских фирмы Фаберже.
Для изделий 1910-х гг. характерно обилие государственно символики, что связано с празднованием 300-летия дома Романовых, а с началом Первой мировой войны самой популярной эмблемой стал красный крест.

Название «стиль Фаберже» связано с работами, выполенными в разных мастерских фирмы. Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин, Август Холмин и другие мастера работали на фирму Фаберже. Наиболее известными работами фирмы Фаберже являются большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов. В период с 1885 по 1916 гг. около 54 таких яиц было заказано Александром III и Николаем II в качестве пасхальных подарков императрицам. Каждое из яиц, вместе со спрятанным внутри сюрпризом, является шедевром изобретательности и мастерства отделки. Фаберже никогда не дублировал такие изделия – каждое из них было попыткой превзойти предыдущее. На сегодняшний день императорские пасхальные яйца находятся в коллекциях Москвы (10), США (27) и Европы (8). Яйца в основном подписаны Михаилом Перхиным и Хенриком Вигстремом – главными ювелирами фирмы в разные годы.

Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали и богатые люди России, такие как золотопромышленник Келч, который подарил совей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц, и князь Юсупов. Кроме заказных дорогих изделий фирма изготовляла в изобилии миниатюрные кулоны в виде пасхальных яиц, всевозможные коробочки, портсигары, украшения, часы, фоторамки и прочие предметы. Для декора таких изделий использовалась гравировка металлической поверхности тонким рисунком из волнообразных, параллельных, концентрических и лучевых линий, которая затем покрывалась слоем прозрачной цветной эмали, придававшей поверхности бриллиантовый блеск. Многие такие изделия были после револции распроданы их владельцами, в том числе – за границу.


Лягушка из нефрита с бриллиантовыми глазами на основании из оникса.

В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с эмалями, в изготовлении которых фирма особенно преуспела. Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь.

Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым.

Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов. В коллекции английской королевы Елизаветы II – более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались только в редких случаях и по специальному заказу. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер.

После Октябрьской революции спрос на дорогие декоративные изделия упал, дом Фаберже закрылся в ноябре 1918 года. Карл Фаберже эмигрирует в Германию, а в 1920 году переезжает в Швейцарию, где 24 сентября и умирает. Со смертью Карла Фаберже заканчивается блистательная «эра Фаберже». Его сыновья Александр и Евгений пытаются возродить фирму в Париже, повторяя то, что было создано в России. Большие коллекции работ фирмы дореволюционного периода были куплены у Советского правительства коллекционерами из США. Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.

Источник и авторство: Источник: "Русскiй Антикварiатъ" Автор: А. Петракова www.antic.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

Рыночный спрос – двигатель подделок

Посвящая этот номер графике, мы коснемся проблем ее экспертизы. Существует авторская и печатная графика. Авторская создается художником в самых различных техниках: карандашом, углем, пером и тушью, акварелью, пастелью, но обычно в одном экземпляре.

Коллекция Фаберже - драгоценные пасхальные яйца

Всемирно-известная коллекция Яйца Фаберже, создавалась фирмой Карла Фаберже на протяжении с 1885 по 1917 год. Ювелирные изделия изготовлялись для частных покупателей и российской императорской семьи.

Клинковое холодное оружие военных, придворных и гражданских чинов

В военной и светской жизни России клинковое холодное оружие играло крайне важную роль. В первую очередь, оно служило боевым оружием, т. е. было предназначено для использования непосредственно в боевых действиях.

Коллекционирование икон

На протяжении всей жизни русский человек был связан с иконами. Под образами святых он рождался, женился. После смерти во время захоронения людям клали в гроб икону, чтобы душа усопшего обрела вечный покой.

История мебели

Еще с первобытных времен человек пытался обустроить свое существование. В качестве крыши над головой он использовал пещеру, чтобы не замерзнуть – укутывался в шкуры животных, а для создания в своем жилище уюта и комфорта изобретал предметы интерьера.

Особенности развития русского золотого и серебряного дела в XIX - начале XX века

В XIX веке в руском золотом и серебряном деле происходит ряд изменений, как в техническом отношении, что напрямую связано с научно-техническим прогрессом, так и в области художественных приемов и стилистических особенностей, находящихся в прямой зависимости от часто меняющихся на протяжении этого столетия художественных вкусов.

История ключей

Ключи появились в те времена, когда человек стал жить с группой людей, то есть, перешёл к государственному строю. На этих первых шагах, человек старался как-то оградить своё имущество от других людей, которые могли бы при первом же представившемся моменте им завладеть.

Каперские письма буканьеров

В настоящий момент, между коллекционерами всего мира развязалась самая настоящая борьба за уникальные экспонаты из прошлого, причём эти экспонаты не связаны какой-то одной тематикой, как например нумизматика, бонистика и так далее, их интересуют просто редкие вещи.

Каминные и настольные часы

На рубеже XIV и XV вв. стали чаще встречаться изготовленные полностью из железа комнатные часы, приводимые грузом. Сначала они по своей схеме и конструктивным элементам отличались лишь немногим от больших башенных часов.

История спиннинга

Среди мужчин немало рыболовов, ведь только мужчина понимает весь толк рыбалки, и то, что дело вовсе не в улове, а в самом захватывающем процессе. Однако, далеко не каждый рыболов-профессионал, уже не говоря о любителях рыбной ловли, знает историю появления спиннинга, а ведь она довольно интересна…

 
 
© Sobirau.Ru