Логин:  
Пароль:
Регистрация  Забыли пароль?  Войти через OpenID
Объявления Статьи Информационные каталоги Магазины Глоссарий Форум

Подписаться на объявления:

rss twitter email
Выпросы и ответы

Мой статус:

 Предприниматель
 Топ-менеджер
 Менеджер среднего звена
 Специалист
 Исполнитель
 Безработный
 Студент
 Пенсионер

результаты

Венец и Фалера

Ни один достаточно совершенный государственный аппарат не может обойтись без наградных знаков отличия. Они так же, как и герб, флаг или гимн страны, представляют собой его неотъемлемые атрибуты.

Уже в Римской Империи существовала стройная наградная система. Высшими знаками отличия у римлян были венцы (короны). Самым почетным из них была "корона триумфалис". Вначале этот венец был лавровым, но впоследствии листья стали изготовлять из золота, поэтому у венца возникло другое название: "корона ауреа" - золотой венец.

Триумфа удостаивался полководец, который обладал высшей военной властью. Кроме того, в одном из данных им сражений должно было быть убито не менее 5000 врагов. До триумфа полководец не имел права вступать в Рим, и Сенат собирался, чтобы выслушать его отчет в храме богини войны Беллоны за пределами Рима. Выслушав отчет, сенаторы по решению Народного собрания назначали день триумфа. В этот день полководец во главе победоносного войска, в сопровождении шумной толпы, через специально воздвигнутые триумфальные ворота вступал в город и направлялся на Капитолийский холм.

Триумфатор ехал на круглой золоченой колеснице, запряженной четверкой белых коней. Рядом шли его родственники и друзья в белых праздничных одеждах. Сам триумфатор носил пурпурную тунику, вышитую пальмовыми ветвями, и тогу. Позади полководца помещался раб, он держал над его головой золотой венец и громко напоминал ему, чтобы он не зазнавался в своем счастье, что, несмотря на свои победы, он только простой смертный. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За колесницей шли почетные стражи, музыканты и певцы, исполнявшие триумфальные песни. Следом двигалось остальное войско, распевавшее иногда похвальные, а иногда шуточные песенки про своего полководца.

Шествие направлялось к Капитолию, где ожидали сенаторы в торжественных одеяниях. В храме Юпитера триумфатор приносил жертвы, снимал золотую корону и жертвовал храму часть военной добычи. Затем он отпускал солдат, раздав им подарки. Празднество заканчивалось торжественным пиром.

Триумфальному венцу уступал по значению венец "корона обсидионалис", первоначально сплетенный из цветов и травы; он давался тому, кто снял осаду с города или крепости.

"Корона цивика" из дубовых листьев вручалась тому, кто спас в бою товарища.

"Корона муралис" в виде крепостной башни давалась первому вступившему на стену вражеского города.

"Корона валларис" предназначалась тем, кто захватил вражеский лагерь.

"Корона навалис рострата" вручалась за морские подвиги; зубцы этого венца изображали носы кораблей - ростры.

Помимо этих военных наград существовали и венцы гражданских заслуг: миртовый и оливковый.

Для поощрения отличившихся воинов существовали и другие награды: похвала перед Народным собранием, повышение в чине, увеличение жалования и пайка, увеличение доли военной добычи, награждение деньгами или землей при выходе в отставку, освобождение от лагерных работ и, наконец, знаки отличия - фалеры, раздававшиеся в торжественной обстановке в присутствии всего войска.

Слово "фалера" (от греч. фалара, лат. phalera) первоначально означало в Древней Греции блестящее металлическое украшение. Фалерами называли "шишечки", украшавшие или укреплявшие шлем война, которые затем стали применять как украшение конской сбруи и в виде застежки на доспехах воинов. Изображение фалер встречаются на многих греческих вазах, где нарисованы верховые или запряженные лошади.

В Древнем Риме уже в IV в. до н. э. фалеры используются вместе с золотым кольцом (обручем) - torques как основные знаки отличия сенаторской знати, и с этого же времени они становятся военными наградами. Ими награждали за доблесть всадников, победивших врага и захвативших добычу. За такой же подвиг пехотинцев удостаивали фиалой - маленьким щитком, который позднее уступил место фалере.

Фалеры, как правило, были кругообразной или овальной формы, размером от 4 до 7 см. в диаметре и изготовлялись из различных материалов: серебра, бронзы, часто с позолотой, драгоценных или полудрагоценных камней, стекла со всевозможными изображениями. Особенно часто встречаются изображения головы Медузы Горгоны, Минервы, Марса, Юпитера, а также головы сфинкса или льва. В связи с установлением императорской власти в Древнем Риме в I в. до н. э. появляются "портретные фалеры" с изображением, в большинстве своем, римских императоров.

Древнеримские фалеры известны как в натуре, так и по рельефным изображениям на надгробных памятниках храбрым воинам. Так, на груди знаменосца XIV легиона Кая Люция, чье надгробие хранится в музее города Майнца, видны девять фалер вместе с двумя кольцами (torques).

В таком же порядке фалеры и кольца расположены на надгробной стеле римского легионера Кая Корнелия (Висбаденский музей). Изображение фалеры находим мы на надгробных стелах центурионов Марка Целиониса (музей в Бонне) и Кая Сертория (Веронский музей), на груди которых видны соответственно пять и девять наград. Встречаются также отдельные экземпляры фалер из погребений римских воинов (в музеях Страсбурга, Крефельда, Триеста, Берлина, Вены, Лондона, Парижа и других городов). Так, в 1858 г. близ города Крефельда в Германии были найдены в круглой металлической коробке девять серебряных фалер, которые вошли в собрание Музея древностей в Берлине и известны как знаменитые серебряные фалеры из Лауэрисфорта в Ренинии. Обладатель этих фалер Марк Флавий Фест (это имя было выгравирано на коробке, в которой хранились награды, и на оборотной стороне одной из фалер), носил их на груди, для чего их полость заполнялась смолой и закрывалась (с обратной стороны) медной пластинкой, через которую пропускалась металлическая проволока, образующая петельки в местах, где перекрещивались под прямым углом или по диагонали ремни на груди или на плечах. Другим способом крепились фалеры, найденные в Истрии, недалеко от югославского города Пула. Их края снабжены небольшими колечками для подвешивания; с аналогичным креплением известны фалеры из музея Ватикана. Большой интерес вызывают фалеры, хранящиеся в собрании инталий и камней Государственного Эрмитажа. Среди них есть портретные фалеры, выполненные из стекла, и фалеры, имеющие с обратной стороны специальные кольца для их ношения на доспехах воина.

Римская наградная система просуществовала несколько столетий и рухнула с крушением империи: фалеры и венцы не нужны были варварам. Уже в наше время фалеры, являющиеся своеобразными предшественниками современных знаков отличия, дали название научной дисциплине, изучающей наградные знаки, фалеристике.

Для обзора использованы следующие издания; Бурков В. Г. Фалеристика: Учебное пособие. Л., 1985; Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. М.: Наука, 1990; Суздальский Ю. П. и др. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. 2-е изд. М.: Просвещение, 1965.


Источник и авторство: Е. ВИТАЛЬЕВ газета "Миниатюра" "Знаки чести", вып. №1, 1992 www.uuu.ru
Добавлено: 12 мая 2005

Статьи раздела

За оборону Ленинграда

Медаль «За оборону Ленинграда» была учреждена двадцать второго декабря 1942 года, специально для того, чтобы увековечить имена и память тех, кто достойно отстаивал город и его подходы от захвата противником.

Орден Трудовой Славы

Орден Трудовой Славы был учреждён в 1974 году, и вручался за большую трудовую производительность. Уникальность данной награды состоит в том, что она является единственной почётной наградой за труд в бывшем Советской Союзе, которая имеет разделение на три степени.

Эфиопский лев

Орден Менелика Второго или как его по-другому можно назвать, орден Львов Иудеи. Орден является государственной наградой императорской Эфиопии. Вообще, Эфиопия достаточно удивительная страна, здесь проживало достаточно много известных людей, многие изобретения человечества берут отсюда свой длинный столетний, а порой и тысячелетний путь.

Гвардейский знак

Наверняка многие проходили службу в вооружённых силах, где и получили первое ознакомление с нагрудным знаком ''Гвардия''. Многие считали, что получив этот знак, работа в Москве не вызовет трудностей в её поиске, так как человек служивый справится во всём.

Орден Святого Георгия

Двадцать шестого ноября 1769 года, российской императрицей Екатериной Второй был учреждён четырёх степенной орден Святого Георгия. Орден представляет собой металлический четырёхконечный крест, лучи которого на концах раздваивались, получивший немного позже название ласточкиного хвоста.

Награда за службу Родине

Советская армия была одной из самых мощных армий мира, и это высказывание вовсе не голословно, поскольку достаточно вспомнить любой конфликт возникающий между СССР и какой-то отдельной страной.

Знаки и эмблемы связистов

Первым символом отечественной связи, которую первоначально представляла только почта, был почтовый рожок. Наиболее раннее изображение берестяного рожка в руке пешего гонца приведено на миниатюре в Новгородской псалтыри ХIV века.

Почётный Легион и его награды

Учредителем ордена Почётного легиона является сам Наполеон Бонапарт, а произошло это девятнадцатого мая 1802 года. Создание данного ордена стало настоящим примером для многих рыцарских орденов, которые существовали в то время.

Медаль Серп и молот

Двадцать второго мая 1940 года в качестве знака отличия Героев Социалистического Труда была учреждена такая государственная награда, как медаль «Серп и Молот».

Орден Победа

В конце 1943 года, который ознаменовался как переломный год в Великой Отечественной войне, появилась необходимость учреждении высшего военного ордена, который когда-либо существовал в Советском Союзе – ордена «Победа».

 
 
© Sobirau.Ru